Монгольские завоевания и Волжская Булгария

Страница 2

Какой город назывался Бряхимовым неизвестно. О городе Бряхимов мусульманские источники не говорят; он упоминается один раз в русских летописях, но местоположение его здесь точно не определено, только в некоторых летописях сказано, что он был на реке Каме. О местоположении этого города было высказано несколько предположений, некоторые его считают за одно с городом Булгаром, последнее предположение подтверждается рукописью Георги, в которой к г. Бряхимову относится то, что в других источниках говорится о Булгар. Бряхимов представляется названием города Булгара по имени владельца его Ибрагима.

О взятии Тимуром Булгара упоминается и в отрывках Казанского царства неизвестного татарского автора. Здесь встречаем следующее место о взятии Тимуром Булгара: «в 800 г. гиджры (1397–1398 гг.), по достоверным сказаниям, Аксак Тимур отнял у хана Абдулахха г. Болгар. Два сына хана Алтын Бек и Алим Бек, по разрушении Булгар, построили на реке Казанки крепость, основали город».

Это место обращает на себя внимание только новым обозначенным годом взятии Тимуром Булгара – 800 год, но так обозначено в переводах г. Пашина, а у Фукса стоит здесь 700, как и вышеуказанных рукописях Яковкина и того же Фукса.

Френ и другие указывают на исчисление в татарских рукописях Булгарских ханов. Кеппен говорит, что Френ, будучи в Казани, имел случай видеть татарскую рукопись, в коей о владельцах Болгарии изложены были следующие известия: «первым из ханов Булгарии был Туки или Туфи, умерший в 9 г. гиджры. За ним следовал сын его Айдар, при котором, как говорят, Булгары приняли ислам, он владел 50 лет. После него был Мухаммед-Амин, или, как другие утверждают, сын первого Сеид, а потом Сеидов сын Ир, из коих каждый владел по полвека. После сего принял власть Султан Мурат, а за ним Селим, владевший, как говорят, 40 лет. При наследнике Селима, Илгам, Монголы попали на Булгарскую землю: Илгам покорился им, и царство его сделалось областью Чингиз-Хана».

Фукс представляет из другой татарской рукописи, не называя по имени, исчисление Булгарских ханов. Рукопись Фукса представляет важные варианты, сравнительно с рукописью Френа. По Фуксу, Айдару наследовал зять его Хандцаль, один из трех проповедников Мухаммедовых; затем следовали: сын Хандцаля Махмед-Амин, Бурадж, Сеид и Эмир Хан (по Френу Ир Хан). Далее показаны до Ильгама те же что у Френа; а после Ильгама упоминается его сын Абдулл, который царствовал 50 лет, и при котором Аксак Тимур разрушил город Булгар. Относительно последнего хана Фукс замечает, что, судя по этому исчислению, Адбулл царствовал вскоре после вторжения Монголов; но Аксак-Тимур в таком случае является уже спустя сто лет – слишком большой скачок в татарском хронологии.

Список царствовавших в Булгарах приводит и татарский мулла Шихабэддин Марджани в написанной им на татарском языке «Истории Казанских Татар». Здесь сказано: «Из этого дома Джафарова и потомства Алмасова, из царствовавших в Булгаре до нас дошли: Джафар б. Сильки Хан; – сын его, Ахмед; – сын Ахмеда, Талиб; – брат Талиба, Мумин; – эмир Шимун; – эмир Хейдер; – сын Хейдера, Мохаммед; – брат Мохаммеда, Саид; – эмир Барадж; – эмир Ибраим; – эмир Селим; – сын Селима, Ильгам; – эмир Пулад Темир; – эмир Абдуллах; – эмир Хусейн; – брат Хусейна, Махмуд; – эмир Абдулла».

Список Шихабэддина представляет значительную разницу, сравнительно с двумя предыдущими, он составлен, очевидно, по другим источникам.

Обращаясь к преданиям именно о столице древнего Булгарского царства мы встречаемся, во-первых, с указаниями, сделанными Рычковым, которые передает слышанное им от татар, живших около старой Казани: «Булгарский царь осажденный огромными войсками Тамерлана, просил о перемирии, надеясь купить у него союз сокровищами своего царства; но Тамерлан во время перемирия вторгнулся в город и все опустошил огнем и мечем». Рычков говорит, что он слышал 2 повести, между собою ни мало, ни согласны: одни говорят, что булгарский царь после перемирия пошел сам в неприятельский стан, где был убит самой рукой Тамерлана; другие говорят, что булгарский царь убит воинами среди своего дома, затем Рычков передает, что булгарские вельможи спасли в лесу двух молодых сыновей своего царя, которые впоследствии поселились в вершинах р. Казанки. «Но как все вышеписанные известия получил я от таких людей, которые утверждали по одним только преданиям народным; то не мог я узнать, как назывались те царевичи».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Поэтика русского фольклора
Поэтика (от греч. poiētikē — поэтическое искусство) — один из старейших терминов литературоведения, который затем проник и в фольклористику. Его значение исторически изменялось. В настоящее время понятие поэтика употребляется в ...

Описание священных рощ
Речь идет о священных деревьях и рощах — если они принадлежат одной семье их обычно называют кереметями, кереметищами, если всему окрестному народу — кюс-ата — “божий лес”. Марийцы живут у нас с незапамятных времен. Точнее, мы у них живем ...

Физико-географическое положение региона исследования
Климат В соответствии с климатическим районированием по М.И.Будыко (1960), в основу которого положено отношение количества выпавших осадков к испаряемости (2,88), сумма температур воздуха за период с температурой 10 градусов, средняя тем ...