Монгольские завоевания и Волжская Булгария

Страница 1

От монголов, говорит Френ, которые в Дешт-Кипчаке основали так называемую Золотую Орду, должно было бы ожидать, что они, как это было у современной, родственной династии в Иране, напишут свои собственные летописи, которые могли бы говорить о Булгаре и в прежней его истрии.

Между позднейшими татарскими источниками первое место принадлежит «Изложение булгарских поветствований» сочинения Шереф-Эддип-бен – Хесам-Эддин Булгари, написанному в 958 г. гиджиры (1551 г.) в окрестности города Булгара, в деревне Таш-Буляки.

Шереф Эддин рассказывает, что в 9 год гиджиры, когда в Булгаре был Айдар-хан, пророк отправил трех своих сподвижников в Булгар, для проповеди ислама. Сподвижники пророка чудесным образом исцелили больную дочь хана, это побудило Булгар сделаться мусульманами. Рассказ этот напоминает подобное известие Андалуси Х11 столетия, может быть, последнее было источником первому. Три сподвижника оставались в городе Булгар 3 года, научая вере и закону, строили мечети, учили народ алкурапу. По прошествии трех лет, два сподвижника возвратились в Медину, а Зубейр Бен Джа'дэ остался в Булгаре, женился на исцеленной им дочери хана Туй-Бике и умер в этом городе.

Когда пришли в Булгар сподвижники Мухаммеда, Волга протекала у Булгара, говорит булгарский историк, во время Барадж-Хана Волга, ушла оттуда, потекла с западной стороны, что случилось в 396 (1005, 1006) г.; в то время в Булгаре считалось 520 домов.

Рассказ о взятии Булгара Тимуром начинается следующими словами: «И наши Булгары славились своим развратом. Ученые законными уловками разрешили брать проценты, а ровно много было грехов пролюбодеяния и смертоубийства, по причине же пьянства оставили «джуму», оставили обряды, употребляемые после пятикратных молитв; считали позволенным пить бузу и пиво; говоря, что нет у нас «мисра», оставили соборные моления; порицали имама Шафи, говоря, что его слова – пустословие; также оставили «аид»: стали весьма грешны против Всевышнего Бога. И поэтому то Всевышний Бог предал их господину Аксак-Тимуру». В то время у Булгар ханом был Бикчура, к нему Тимур отправил послов спросить: почему вы не отправляете «джуму» и «аид»? Бикчура поручил своим ученым послать Тимуру ответ, на этот ответ последовало возражение со стороны Тимура, а на последнее Булгарские ученые обвинили Тимура в расколе. Тогда Аксак Тимур велел стрелять в «тараны» и пушки. В три дня город Булгар был обращен в ничто, каменные укрепления разбивали тараном и бросали их на дно Волги. У Бикчуры и 12 его визирей отрубили головы, девицы и женщины были розданы военоначальникам, 36 ученых были повешены, весь народ был разогнан в разные стороны, с запрещением обитать здесь.

Болгарский историк указывает на другие сочинения, бывшие ему источником: «На обоих Черемшанах, говорил он, много последователей, но мы не видели в книгах их имен…». «О наших юртах и климатах есть одно сочинение, в котором говорится о шейхах в деревнях и городах…».

Лепехин говорит, что татарской истории приписывают падение Булгар Тимуру. Георги сообщает письменное татарское известие, преданное г. Барданесом, о построении города Казани после разрушения Тимуром города Бряхимова. Георги не называет этой рукописи по имени. Рукопись Георги сообщает, что Тимур прошел по Булгарскому царству от Яика до Волги; после 7 летней осады завоевал Булгарскую столицу Бряхимов, где взял в плен хана Абдуллаха и убил его; но два сына его были скрыты приближенными. После удаления Тимура, когда стало безопасно, сыновья убитого хана опять явились, но так как Бряхимов был слишком велик и великолепен, то старший князь Алтын Бек не отважился на восстановление его, но построил в Иске-Казани маленькое место на реке Казанке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Молчан и Косьва
В позапрошлом веке, вероятно, в такой же погожий летний день, эта деревня встретила проезжавшего через нее академика Лепехина легким дымком, который, как он отметил, "везде курился для прогнания оводу, который в несказанном множеств ...

Коряки
Коряки Целый мир разноязычных племён и своеобразных хозяйственно-бытовых культур существовал к приходу русских на северо-востоке Азии. О жизни племён северо-востока Азии перед приходом русских можно судить по русским архивным материалам ...

Памятник 800-летия Вологды
На Ленивой площадке – бывшем центре древнего города – установлен памятник в честь 800–летия города. Авторы его Т.П. и Г.П. Котаревы. В декоративном оформлении использованы детали древнерусского зодчества. На массивный гранитный постамент ...