Этапы жизни ребенка

Страница 1

У хакасов достаточно четко разработаны категории половозрастных групп детей, что было необходимо для дифференциации возрастно-специфической деятельности в социальной и религиозной сферах. Общее название детей у хакасов — это пала («ребенок»). Но в зависимости от возраста, физиологических и психических данных, его относили к той или иной возрастной группе. Так, например, ребенка, только что родившегося, называли час пала, что в переводе означает «свежий ребенок». Также младенца называли еще начах, ыначах или оначах.

Возраст примерно трех лет считался очень важным для ребенка. Он в это время полностью переходил в мир людей. К этому возрасту ребенок, как правило, умел ходить, разговаривать, осознавал свой пол и свое место в семье и, таким образом, вписывался в систему социальных связей на уровне семьи. Такого ребенка хакасы называли кiчиг пала (т.е. маленький ребенок) или просто пала. Этот период жизни (примерно до 6 - 7 лет) ребенок в основном проводит в игре, очень мало или почти совсем не занимаясь хозяйственными работами. Единственное, что он мог делать в этом возрасте кроме игры, — это несложные paботы по дому. Именно в этом возрасте дети чаще всего объединялись в группы, целью которых были совместные игры. К тому же они могли приглядывать друг за другом.

Следующий этап в жизни ребенка — это возраст примерно с 6 - 7 до 12 - 14 лет, когда ребенок уже в большей степени занимался хозяйственной деятельностью, овладевал трудовыми навыками и лишь небольшое количество времени мог уделять играм. Чаще всего игры в этом возрасте были индивидуальными или с небольшим числом участников. В этот период жизни дети могли объединяться для совместной работы, например, при пастьбе скота, при собирательстве, рыбной ловле и т. д. Поведение детей в этом возрасте отличается задиристостью, подвижностью, поэтому хакасы называют детей такого возраста саарбах пала, т. е. «озорник, хулиган, задира».

Следующий период — когда ребенок считался выросшим, созревшим. Мальчик в этом возрасте на равных с отцом и старшими братьями участвовал во всех семейных и хозяйственных делах, а девочка считалась невестой и умела делать все то же, что и ее мать. Причем девочек старались отдавать замуж именно в этом возрасте. Но если девушка и не умеет что-либо делать, то она быстро научится этому в семье мужа. Хакасы полагали, что, если девушка выйдет замуж вовремя, характер ее будет мягким и она будет послушна мужу. Подростков в этом возрасте называли постан или постын, что означает «созревший». Человек в этом возрасте становился самостоятельным и в некоторых случаях мог принимать решения независимо от главы семьи, хотя и жил вместе со своими родителями. В тех случаях, когда семья лишалась отца, мальчик этого возраста автоматически становился главой семьи.

В некоторых улусах, видимо, существовали свои критерии перехода ребенка в возраст постын. Например, в улусе Харгалар на окраине лежал большой камень, который имел специальное название хапчан mac, что означает «камень, за который берутся». Отец приводил к этому камню своего сына и заставлял поднимать его. Если мальчик поднимал этот камень до колен или выше, он считался постан оол. Стал ли ребенок взрослым, определялось не только по его умению и навыкам работы, по уровню физиологического развития, но и по психологическим характеристикам. Например, по его поведению, уровню умственного развития, по смекалке, приветливости и т.д. Кроме того, существовало несколько признаков того, что ребенок стал совершеннолетним. Так, если ребенок умел пилить бревна и мог поднимать их, умел ухаживать за лошадью, упряжью, седлать ее, мог определить время по солнцу, прямо держать плуг и борозда у него получалась ровная, сам мог сделать копну сена, он считался постын.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Освоение Северо-Востока в XIII веке. Хозяйство и быт местного населения
Издавна среди русского населения Северо-Востока бытовали все основные жанры народного творчества. Это прежде всего былины, или, по-местному «Калига», «Илья Муромец». Во всех былинах прославляется герой-богатырь, его богатырская сила, ум, ...

Трактовка национального характера в трудах отечественных и зарубежных ученых
Поскольку термин «национальный характер» не является исконно и исключительно литературоведческим термином, но разрабатывался другими областями гуманитарного знания, – философией, этнологией, антропологией, культурологией, лингвострановеде ...

Виды кимоно
Современные кимоно уже не так сложны, как были когда-то. Кимоно, одеваемое на фестивали и другие неофициальные мероприятия, может иметь всего два слоя или даже один – с ложным вторым воротничком. Такие кимоно, как правило, имеют самый про ...