История Щучина – история Первомайской деревни до середины ХХ в.

Страница 1

История деревни Первомайская неразрывно связана с историей города Щучина.

История Щучина началась с 11 ноября 1436 г., когда был основан костел. Одним из основателей являлся трокский воевода Петр Лелюш - о нем напоминает название деревни Лелюшевцы.

Первое упоминание о Щучине в письменном источнике относится к 1487 году, но принят пока за основу 1537 год, когда Щучин упоминается в книге записей № 21 Литовской метрики, хранящейся в Российском Государственном архиве древних актов (Москва). Документ свидетельствует о том, что мещанин Станислав Ольшанский, проживавший в Щучине, переехал в Мосты, принадлежавшие в тот момент королеве Боне. Из документа вытекает, что Щучин в этот момент превратился в местечко частновладельческого типа.

Владельцами Щучина были Кучуки, Кишки, на протяжении 40 лет Радзивиллы, которым принадлежал Щучин, главное внимание уделяли развитию сельского хозяйства, ремесла, торговле, а формирование местечка началось в 1540-х гг. при Сирутях, Юндилах, Давойнах. В XV—XVIII веках Щучин входил в состав Лидского повета Виленского воеводства. Название города происходит от фамилии Щуки. С начала XVII в. властвовали в Щучине Лимонты — род из Флоренции, который появился в ВКЛ вместе с Бонной Сфорца — женой польского короля Жигимонта Старого. С 1680 по 1750 г. владельцами Щучина были Юзефовичи-Глебицкие [7].

В 1742 году в местечке были основаны конвент сестёр милосердия и госпиталь. Курс обучения в коллегии был рассчитан на 6 лет. За эти годы учащиеся обязаны были усвоить не только сумму знаний по истории религии и богословия, латинский язык, но и обязательно красноречие. В программу были включены и новые дисциплины: математика, физика, история Польши и всеобщая история. Был создан физический кабинет. Со Щучином связана педагогическая и научная деятельность крупных ученых XVIII—XIX веках М. Догеля, М. Нарбута, Станислава Юндзилла, Аниола Довгирда.

Важным событием в истории Щучина XVIII века явилось открытие в нем училища монашеского ордена католической церкви пиаров. Оно было утверждено постановлением сейма от 1726 года. Основателем училища был полоцкий войский Хлебницкий-Юзефович. Щучинская коллегия считалась одной из крупнейших в Белоруссии. В 1755 году ее ректором был Лука Росицкий, восточные языки преподавал К. Выковский, логику и метафизику — Ю. Кентшинский, ораторское искусство и поэзию — В.Комаровский.

Пиарскую школу закончили поэт-филомат А. Петрашкевич, автор первого в ВКЛ учебника «Логика» К. Нарбут, основатель фармакологии на землях Литвы Я.Ф. Вольфганг, ученый И. Домейко, художник В. Дмаховский, историк-археолог М. Догель.[11,c.475]

В 1750—1802 гг. Щучин перешел во владение надворного маршала Великого княжества Литовского и принадлежал шляхетскому роду Сципионов. Они вели свой род от секретаря Бонны Сфорца итальянца Петра, который выбрал себе звучный античный псевдоним Сципион (позже потомки называли себя Сципио дель Кампо).

Хозяйственную жизнь Щучина налаживали Друцкие-Любецкие, которые владели местечком в 1807—1939 гг. Они занялись лесоводством (здание лесничества сохранилось), построили мельницу, пивоварню. В середине XIX в. в местечке сформировалась торговая площадь, на которой открылись торговые флигели, магазины, гостиный дом, почтовый дом. Все это изменило облик Щучина — он стал культурным и хозяйственным центром. Друцкие-Любецкие возвели каменные костел святой Терезы и монастырь пиаров (1829), Свято-Михайловскую церковь (конец XIX в.). В 1895—1900 гг. был построен княжеский дворец, заложен парк.[1, c.166]

Остатки бывших шляхетских усадеб остались еще в нескольких населенных пунктах Щучинского района.В Желудке стоит усадьба князей Четвертинских (1907—1908): сохранились дворец, флигель, мельница, кузница. Достоин внимания и родовой склеп Тизенгаузов, где похоронен знаменитый гродненский староста и администратор королевской экономии Антоний Тизенгауз. В д. Андрушовцы, владении Нарбутов и Марачевских, сохранился усадебный дом, флигели, два хозяйственных строения, фрагменты парка и сада. В родовом гнезде Ивановских — Лебедке — сохранились усадьба и родовая усыпальница. В Лебедке родился Вацлав Ивановский - один из основателей Белорусской революционной громады. Усадьба Ходкевичей (конец XVIII — начало XIX в.) находилась в д. Можейково, здесь сохранился парк, флигель и лямус. Из усадебного комплекса Сапегов в Старой Спуши сохранилась только одна деревянная постройка. Усадебный дом в стиле модерн (начало XX в.) стоит в д. Головичполе [5, c.322].

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Современные проблемы Татарской Республики (Газета "Татарский Мир")
Один из мотивов - и, можно сказать, "мотор" - до крайности решительного требования такой самостоятельности сначала и до последних 2-3-х лет имел прямо и резко выраженный национальный характер: Республика Татарстан приняла на себ ...

Обработка бересты
Весной и в начале лета бересту срезали ножами с деревьев. Очищали от верхней кожицы и выпаривали, свернутую в трубку, в котле с водой, смешанной с золой, заполняя промежутки мхом. Котел держали на небольшом огне до 3 дней, затем полосы бе ...

Этническая культура
этническая культура знаковая В этих условиях этническая культура остается важнейшей частью адаптивного механизма, так как в жизни индивида возможен переход из одной социальной группы в другую, из одного государства в другое, но при этом ...