Построение систем сакрального пространства-времени в мифах и обрядах манси

Мифология манси закладывает системы организации сакрального пространства-времени. В самом мифологическом творчестве прослеживается выделение систем в пространстве и времени.

Изначальная перманентная сакральность хаоса сменяется разделением на пространство-время тотально сакрального характера. Затем

Сами манси, согласно дневниковым записям В. Н. Чернецова, выстраивают следующую структуру:

· Первое небо, на котором живет Чахил Торум – нечто вроде народа, который раньше жил на земле, а потом поднялся в небо.

· Второе небо, на котором живет Нум-Торум.

· Третье небо, где живет Нуми Корс (верхний, высокий).

· На земле живут люди, Мис махум и менквы (учих), подвластные Мир-сусне-хуму.

· Под землей живут куль – черти, не подвластные Мир-сусне-хуму[46].

Манси в первую очередь интересует средний мир. Он тоже делится на части. Семь сыновей Нум-Торума живут в семи углах мира. Во владениях Мир-сусне-хума живут манси. Они ежегодно платят ему дань в виде жертвоприношений[47]. Ниже Мир-сусне-хума, ближе к людям, стоят пупыги (духи-покровители). Они были изначально богатырями, затем превратились в духов-покровителей в силу своего рождения на определенной территории. Именно они считались предками людей, рожденных в пределах данной местности. Предок-покровитель пауля считался отцом-основателем поселка.

В силу своей априорной загрязненности люди находятся в среднем мире. В отличие от пупыгов, люди не излучают сакральности. Поэтому сакральное пространство пауля имеет четкие границы в виде мань-кола. За его пределами начинается новая система – охотничьи и рыболовные угодья. На этой территории водятся вредоносные (менквы, кули) и полезные (Мис) для человека существа. В своих угодьях манси могут рассчитывать на помощь пупыгов и Мис махум. Собственные угодья отделяются от чужих специальным знаком. За пределами угодий манси уже не могли рассчитывать на помощь духа-покровителя. Знак, оставленный на дереве, таким образом, ограничивает сакральное пространство охотничьих и рыболовных угодий.

Похожие материалы:

Хранитель святых мощей
Главный храм Мурома стоял в центре кремля на Воеводской горе. По мнению историка церкви профессора Е. Голубинского первый храм на этом месте был построен еще в домонгольский период. Собор Рождества Богородицы был свидетелем многих драмат ...

Вариативность мужских неканонических имён
В антропонимике до сих пор остаётся актуальным вопрос о сущности нехристианских имён. Исследователи антропонимов отмечают, что в 17 веке в центральных городах России нехристианские русские имена встречаются чрезвычайно редко. Обычно ими ...

Семантика наскальных рисунков
Слово «семантика» греческого происхождения и означает «обозначающий». В этой главе я постараюсь разобраться в значении наскальных рисунков. Дело в том, что исследований по этому вопросу практически нет. Я попыталась самостоятельно на свой ...