Приобретения и утраты

Страница 3

Большой урон валам нанесли и в Кремле. На западной его кромке возле Торгового моста на месте срытого вала была построена городская дума (1907). А к северу от того же моста в связи со строительством зданий банка (1896), детского сада (1910) и городского училища (1911) срыли значительную часть Троицкого вала.

Выравнивали валы и для постройки жилых домов. Особенно пострадали они в северной части города, выходившей к Лыбеди. Здесь выросла целая улица (Троицко-Нагорная, ныне — ул. Воровского) с садами и огородами. Последние же не только переходили на склоны валов, но зачастую спускались и в бывшие рвы, создавая живописное и по-домашнему уютное обрамление старому городу.

Поэтому искренне веришь тому впечатлению, которое передавал своим читателям в 1896 году В. Георгиевский — автор первого интересного путеводителя по Владимиру: «Наружный вид его очень приятен. Холмистое положение, обширные сады, обилие церквей, древние валы, хотя и перерезанные во многих местах, но в значительном количестве сохранившиеся — придают городу картинный вид. Общий вид на город особенно хорош с северной стороны из-за Юрьевской заставы и с северо-западной стороны со Студеной горы: город раскидывается во всей длине, древние соборы и церкви рельефно выступают среди зелени садов и белокаменных построек Кремля. Хорош вид на город и с восточной стороны от Доброго села, откуда все постройки города, вытянутого в одну линию, стушевываются, многочисленные церкви

24

скучиваются около древних соборов, и город приобретает вид чего-то восточного. Красота древних соборов выступает особенно рельефно из-за Клязьмы, со стороны поймы и песков».

Таким представал Владимир на исходе XIX века, спустя сто лет после утверждения Екатериной II регулярного плана. Средневековье, понеся ощутимые утраты, вошло в орбиту нового времени и слилось с ним, оставив по себе долгую память.

Послереволюционные планы.

Николай Николаевич Воронин, наш современник, уроженец Владимира и самый большой его знаток, оценил екатерининский план города следующим образом: «Проект новой регулярной планировки проникнут уважением к памятникам. В нем сохранены древние валы Владимира, сквозь геометрическую сетку кварталов ясно просвечивает древнее трехчленное строение русской столицы XII века и древняя ось городской планировки — Большая улица». Как историк архитектуры, он уловил самое важное — единство старого с новым. Образ города продолжал сохранять глубину своей исторической памяти.

Первый послереволюционный план Владимира, разработанный в 1926-1927 годах, разделил город на две части — историческую и современную. Новое промышленное и жилое строительство предусматривалось главным образом за чертой древних валов в северо-восточном и восточном направлениях на площади свыше 300 га. Сохранялись все особенности планировки и даже функциональное разделение отдельных частей старого города. Больше того, в долинах рек Лыбеди и Клязьмы намечалось проложить основные автотранспортные магистрали. Они кольцом прошли бы по подошве древних холмов. Такое смелое и рациональное решение сохраняло целостность древнего ядра города и разрешало извечно трудную проблему с дорогами. Это был возврат к хорошо забытому старому. Подобная идея была заложена и осуществлена еще в XII веке. Тогда во внешних рвах пролегали дороги вокруг города. Они объединяли собою все выезды из него. Через них легко попадали в любое место.

Генеральные планы Владимира 1947 и 1967 годов, рассчитанные соответственно на 160 и 300 тысяч жителей, наметили дальнейшее развитие восточного и юго-западного районов города и определили формирование нового общегородского центра к северу-западу от исторической части, за рекой Лыбедью (ныне Октябрьский проспект).

В 1981 году московским институтом «Гипрогор» для Владимира был разработан новый генеральный план развития города с увеличением его численности до 400 тысяч жителей. Им предусматривается расширение городской территории в пределах северной объездной дороги Москва — Нижний Новгород и освоение в целом еще около 1400 га селитебных территорий. С 2647 га жилая территория города увеличивается до 3990 га. Вновь (в который раз!) намечается создание крупных транспортных магистралей в пойме рек Лыбеди и Клязьмы. Это, конечно,

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Калейдоскоп «литературных» улиц нашего города
Улица без названия Как человек без имени, Как любовь без страдания, Как слеза без причины… Рассмотрим историю некоторых улиц Улица Бажова Небольшая улица П.П. Бажова до 1954 года носила имя М. Горького. Она соединяет между собой про ...

Особенности традиционного воспитания
Воспитание детей у коренных народов Западной Сибири имело свои особенности. Девочек с 5-6 лет готовят к роли хозяйки: их помощь используется при наведении порядка в доме, при приготовлении пищи, при заготовке продуктов впрок. На девочек в ...

Фрески и стенопись
Живопись 18 века представлена главным образом фресочной живописью и стенописью в храмах. Остановимся на описании фресок церкви Иоанна Предтечи в Рощенье[8]. Внутри церковь украшена фресками, выполненными в 1717 г. ярославскими мастерами ...