Приобретения и утраты
Большой урон валам нанесли и в Кремле. На западной его кромке возле Торгового моста на месте срытого вала была построена городская дума (1907). А к северу от того же моста в связи со строительством зданий банка (1896), детского сада (1910) и городского училища (1911) срыли значительную часть Троицкого вала.
Выравнивали валы и для постройки жилых домов. Особенно пострадали они в северной части города, выходившей к Лыбеди. Здесь выросла целая улица (Троицко-Нагорная, ныне — ул. Воровского) с садами и огородами. Последние же не только переходили на склоны валов, но зачастую спускались и в бывшие рвы, создавая живописное и по-домашнему уютное обрамление старому городу.
Поэтому искренне веришь тому впечатлению, которое передавал своим читателям в 1896 году В. Георгиевский — автор первого интересного путеводителя по Владимиру: «Наружный вид его очень приятен. Холмистое положение, обширные сады, обилие церквей, древние валы, хотя и перерезанные во многих местах, но в значительном количестве сохранившиеся — придают городу картинный вид. Общий вид на город особенно хорош с северной стороны из-за Юрьевской заставы и с северо-западной стороны со Студеной горы: город раскидывается во всей длине, древние соборы и церкви рельефно выступают среди зелени садов и белокаменных построек Кремля. Хорош вид на город и с восточной стороны от Доброго села, откуда все постройки города, вытянутого в одну линию, стушевываются, многочисленные церкви
24
скучиваются около древних соборов, и город приобретает вид чего-то восточного. Красота древних соборов выступает особенно рельефно из-за Клязьмы, со стороны поймы и песков».
Таким представал Владимир на исходе XIX века, спустя сто лет после утверждения Екатериной II регулярного плана. Средневековье, понеся ощутимые утраты, вошло в орбиту нового времени и слилось с ним, оставив по себе долгую память.
Послереволюционные планы.
Николай Николаевич Воронин, наш современник, уроженец Владимира и самый большой его знаток, оценил екатерининский план города следующим образом: «Проект новой регулярной планировки проникнут уважением к памятникам. В нем сохранены древние валы Владимира, сквозь геометрическую сетку кварталов ясно просвечивает древнее трехчленное строение русской столицы XII века и древняя ось городской планировки — Большая улица». Как историк архитектуры, он уловил самое важное — единство старого с новым. Образ города продолжал сохранять глубину своей исторической памяти.
Первый послереволюционный план Владимира, разработанный в 1926-1927 годах, разделил город на две части — историческую и современную. Новое промышленное и жилое строительство предусматривалось главным образом за чертой древних валов в северо-восточном и восточном направлениях на площади свыше 300 га. Сохранялись все особенности планировки и даже функциональное разделение отдельных частей старого города. Больше того, в долинах рек Лыбеди и Клязьмы намечалось проложить основные автотранспортные магистрали. Они кольцом прошли бы по подошве древних холмов. Такое смелое и рациональное решение сохраняло целостность древнего ядра города и разрешало извечно трудную проблему с дорогами. Это был возврат к хорошо забытому старому. Подобная идея была заложена и осуществлена еще в XII веке. Тогда во внешних рвах пролегали дороги вокруг города. Они объединяли собою все выезды из него. Через них легко попадали в любое место.
Генеральные планы Владимира 1947 и 1967 годов, рассчитанные соответственно на 160 и 300 тысяч жителей, наметили дальнейшее развитие восточного и юго-западного районов города и определили формирование нового общегородского центра к северу-западу от исторической части, за рекой Лыбедью (ныне Октябрьский проспект).
В 1981 году московским институтом «Гипрогор» для Владимира был разработан новый генеральный план развития города с увеличением его численности до 400 тысяч жителей. Им предусматривается расширение городской территории в пределах северной объездной дороги Москва — Нижний Новгород и освоение в целом еще около 1400 га селитебных территорий. С 2647 га жилая территория города увеличивается до 3990 га. Вновь (в который раз!) намечается создание крупных транспортных магистралей в пойме рек Лыбеди и Клязьмы. Это, конечно,
Похожие материалы:
Язык
Относится к кыпчакской группе тюркских языков, как и близкие крымскотатарский, кумыкский и карачаево-балкарский. Один из наиболее древних живых тюркских языков, он давно привлек внимание ученых.
Караимский относится к наиболее чистым тюр ...
Крепость Чембало
Крепость Чембало
является одной из главных достопримечательностей Балаклавы
и хорошо просматривается из любой точки Балаклавской бухты
. Добраться до ее величественных развалин не так сложно даже людям в возрасте — на холм ведет обустро ...
Разделение инородцев на группы
По «Уставу» «все обитающие в Сибири инородные племена» разделялись на три разряда: оседлых, кочевых и бродячих. В первый разряд включались «живущие в городах и селениях», во второй «кочующие земледельцы» (буряты, качинцы), «южные ското ...