Приобретения и утраты

Страница 2

Согласно направлению Большой улицы и топографии древних валов вся территория города была разбита на прямоугольные кварталы с проведением коротких поперечных улиц, выходящих под прямым углом на центральную. Это не было большим нарушением старой системы, улицы лишь выпрямлялись, но не теряли своей ориентации на центральную магистраль. Особенность новых кварталов — их небольшой размер, сомасштабный отдельным

22

частям города, вследствие чего они не только хорошо вписались в пределы валов, но и четко прочитывались в планировочной структуре.

В конце XVIII века вместе с введением регулярных планов русские города стали застраиваться по так называемым «образцовым» проектам. Во Владимире первым купил землю и возвел дом по «образцовому» проекту «близ самого торгового мосту» на Большой улице (напротив восточной линии нынешних торговых рядов; не сохранился) богатейший владимирский купец Семен Лазарев. За ним последовали другие состоятельные владельцы. В 1783 году начинает застраиваться противоположный участок Большой улицы близ Золотых ворот. Справа его занимает управляющий имением генерал-губернатора графа Р. Л. Воронцова Г. Т. Мещерягин, который возводит здесь «по опробованному в сем городе плану по первому номеру» угловой двухэтажный каменный дом с мезонином (ул. Московская, 2). С левой же стороны от Золотых ворот строятся два дома вице-губернатора Дюнанта (ул. Б. Московская, 1 и 3).

К концу XVIII века почти вся Большая улица была обновлена по «образцовым» проектам. Только в Новом городе, на участке от Золотых ворот до Торгового моста, было поставлено 35 новых больших каменных особняков. Здесь поселились преимущественно состоятельные купцы. Эта часть города стала называться даже «Китай-городом» по образцу московского. Кроме того, на Большой улице по новому плану были возведены все основные общественные сооружения: торговые ряды, дворянское собрание, мужская гимназия, духовная семинария. Жителям победнее приходилось продавать свои участки на Большой улице. Они строились подальше.

По плану 1781 года территория города традиционно была разделена на три части. Первую часть составлял Новый город (от Золотых ворот до Торгового моста), вторую — Кремль и Ветшаный город (от Торгового моста до Серебряных ворот), третью — район, расположенный за рекой Лыбедью. К концу XVIII века эта территория за валами была уже плотно застроена слободами. Планом 1781 года она была также разбита на прямоугольные кварталы.

Генплан 1845 года.

К 1845 году, когда появился новый генплан города, планировка и застройка старого Владимира представляли собою улицы и здания, почти полностью проложенные и возведенные по регулярному плану 1781 года. Новый градостроительный документ лишь еще раз закрепил его основные положения и особо позаботился о древних валах. В пояснении к этому плану было даже указано, что «дома, существующие в прорытых самовольно земляных валах . назначаются к уничтожению. В местах, ими занимаемых, делать насыпи для приведения вала в первобытный вид».

23

Но этому, к сожалению, не суждено было сбыться. Валы средневековой крепости оказались первой помехой в развитии регулярного города. Еще в конце XVIII века для удобства сообщения были срыты валы, примыкавшие к Золотым воротам. До того дорога проходила через сами ворота. Через внешние городские валы прокладывались новые дороги и за Лыбедь. Там слободы все больше разрастались, и город начинал сливаться с ними.

Повсеместно исчезали и внутренние валы со рвами, постепенно соединяя три исторических части города в единую территорию. В 1830-е годы был разобран Торговый, а позднее и Ивановский мост и засыпаны рвы, отделявшие Кремль с запада и востока от Нового и Ветшаного города. На их месте построили дома в единую красную линию с Большой улицей.

Валы уничтожали и для разбивки на их месте городских бульваров. Еще в 1815 году губернские власти приказали срыть самый древний Мономахов вал у Торгового моста для устройства здесь площадки для прогулок горожан (нынешний парк Пушкина). Позднее под бульвары были приспособлены также и другие валы.

Серьезной помехой валы оказались и при строительстве крупных общественных зданий. Еще в 1884 году на Козловом валу возле Золотых ворот с юга возвели водонапорную башню. С противоположной стороны от Золотых ворот встало здание реального училища (1908), для чего срыли Театральный вал.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Транссибирская железнодорожная магистраль
Развитие пароходства способствовало ослаблению остроты транспортной проблемы, но не могло снять ее окончательно. Решение транспортной проблемы сибирские власти связывали со строительством железной дороги. В 80-е годы в русском обществе ши ...

Территория проживания
Этноним исторически закрепился за тюркоязычным населением Урало-Поволжской историко-этнографической области, Крыма, Западной Сибири и за тюркским по происхождению, но утратившим свой родной язык татарским населением Литвы. Не вызывает сом ...

Музей мир времени. История музея
Основан музей 5 ноября 2008 года в Барнауле по инициативе Сергея Валерьевича Корепанова, кандидата медицинских наук, врача фитотерапевта, руководителя Алтайского краевого фитоцентра «Алфит». Однако медицинская тема не является приоритетно ...