Ориентиры ценностей

Страница 5

Три расписанных перспективных портала ведут во внутрь собора, где сохранилась фресковая роспись 1647—1648 гг. рабо­ты московских художников с Марком Матвеевым во главе. Фрески написаны по каноническим сюжетам и отличаются интересными многофигурными композициями, декоративностью, красивым ко­лоритом. На западной стене размещена композиция Страшного суда. Обычно в этом сюжете художник изображает две противо­положные группы — праведников и грешников. В группе правед­ников — она направляется в рай — вместе со святителями, про­роками, мучениками изображаются князья и цари. Для представи­телей простого народа «недостает места». Зато в числе грешников всегда изображаются простолюдины. В фресках Успенского собо­ра все грешники представлены иностранцами. Фрески XVII века были записаны в 1867—69 гг. мастерами Мазуриным и Кузнецо­вым. Расчистка от записей фресок была предпринята после окон­чания Великой Отечественной войны и продолжалась в течение 1945 - 46 гг. Ее осуществляли реставраторы Е. А. Домбровская, И. В. Овчинников и другие.

Успенский собор был местом захоронения владимирских кня­гинь и княжен. В XIII веке здесь были погребены обе супруги Всеволода III — Мария Шварновна и Анна Васильевна, жена Алек­сандра Ярославича Невского — Александра Брячеславовна — и их дочь смоленская княгиня Евдокия.

Княгинин монастырь принадлежал в XVI—XVII вв. к числу крупных феодалов. Его владения славились богатством, а эксплуа­тация жестокостью.

Рождественский монастырь.

(ул. III Интернационала, 70)

К востоку от Дмитриевского собора высится мощная кирпич­ная стена с бойницами (1729 г.) — Рождественский монастырь, со­зданный в 90-х годах XII века и считавшийся

18

монастыря ста­вились местные епископы. Отсюда сел на владимирскую епископию Симон - один из авторов известного памятника древнерус­ской литературы начала XIII века «Киево-Печерского патерика». Рождественскому монастырю принадлежала древнейшая рукопис­ная летопись, известная под названием Лаврентиевской.

23 ноября 1263 года в главном монастырском храме (он перестроен в середине XIX века) был похоронен выдающийся полко­водец Александр Ярославич Невский. В течение последних одиннадцати лет жизни он был Великим владимирским князем. При нем в 1262 году во Владимире, Суздале и других городах вспыхнули народные восстания. Горожане избили и изгнали татарских численцев и баскаков, собиравших дань и нещадно грабивших народ. Надо было ждать от монголо-татар жестокой расправы. Чтобы предотвратить новое разорение Владимира, Александр Яро­славич отправился в Золотую Орду на поклон к хану. Цель была достигнута, но сам Александр Ярославич на пути во Владимир за­болел и умер в Городце на Волге.

Полагают, что именно при Рождественском монастыре была создана первая во Владимире цифирная школа, открытая в фев­рале 1722 года. Единственным учителем в ней был Алексей Маметьев, присланный во Владимир из Морской академии, а учащи­мися — семь мальчиков.

В 1744 году с учреждением Владимирской епархии Рождест­венский монастырь был упразднен и превращен в архиерейский дом.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Похожие материалы:

Спасо-Преображенский монастырь
В черте Белого города находился один монастырь - Спасо-Преображенский. Монастырь был основан в 1597 году и считался одним из богатейших в Астрахани. Жалованные грамоты XVII века свидетельствуют, что многие пригородные воды принадлежали мо ...

Калейдоскоп «литературных» улиц нашего города
Улица без названия Как человек без имени, Как любовь без страдания, Как слеза без причины… Рассмотрим историю некоторых улиц Улица Бажова Небольшая улица П.П. Бажова до 1954 года носила имя М. Горького. Она соединяет между собой про ...

Мглин
В свое время Мглин был городом известным. Он упоминается в старинных документах, сохранились его описания и даже изображения, относящиеся ж XVII веку. В описи 1654 года сказано, что в местечке Мглин сохранились «две церкви деревянные - це ...