Ориентиры ценностей
Три расписанных перспективных портала ведут во внутрь собора, где сохранилась фресковая роспись 1647—1648 гг. работы московских художников с Марком Матвеевым во главе. Фрески написаны по каноническим сюжетам и отличаются интересными многофигурными композициями, декоративностью, красивым колоритом. На западной стене размещена композиция Страшного суда. Обычно в этом сюжете художник изображает две противоположные группы — праведников и грешников. В группе праведников — она направляется в рай — вместе со святителями, пророками, мучениками изображаются князья и цари. Для представителей простого народа «недостает места». Зато в числе грешников всегда изображаются простолюдины. В фресках Успенского собора все грешники представлены иностранцами. Фрески XVII века были записаны в 1867—69 гг. мастерами Мазуриным и Кузнецовым. Расчистка от записей фресок была предпринята после окончания Великой Отечественной войны и продолжалась в течение 1945 - 46 гг. Ее осуществляли реставраторы Е. А. Домбровская, И. В. Овчинников и другие.
Успенский собор был местом захоронения владимирских княгинь и княжен. В XIII веке здесь были погребены обе супруги Всеволода III — Мария Шварновна и Анна Васильевна, жена Александра Ярославича Невского — Александра Брячеславовна — и их дочь смоленская княгиня Евдокия.
Княгинин монастырь принадлежал в XVI—XVII вв. к числу крупных феодалов. Его владения славились богатством, а эксплуатация жестокостью.
Рождественский монастырь.
(ул. III Интернационала, 70)
К востоку от Дмитриевского собора высится мощная кирпичная стена с бойницами (1729 г.) — Рождественский монастырь, созданный в 90-х годах XII века и считавшийся
18
монастыря ставились местные епископы. Отсюда сел на владимирскую епископию Симон - один из авторов известного памятника древнерусской литературы начала XIII века «Киево-Печерского патерика». Рождественскому монастырю принадлежала древнейшая рукописная летопись, известная под названием Лаврентиевской.
23 ноября 1263 года в главном монастырском храме (он перестроен в середине XIX века) был похоронен выдающийся полководец Александр Ярославич Невский. В течение последних одиннадцати лет жизни он был Великим владимирским князем. При нем в 1262 году во Владимире, Суздале и других городах вспыхнули народные восстания. Горожане избили и изгнали татарских численцев и баскаков, собиравших дань и нещадно грабивших народ. Надо было ждать от монголо-татар жестокой расправы. Чтобы предотвратить новое разорение Владимира, Александр Ярославич отправился в Золотую Орду на поклон к хану. Цель была достигнута, но сам Александр Ярославич на пути во Владимир заболел и умер в Городце на Волге.
Полагают, что именно при Рождественском монастыре была создана первая во Владимире цифирная школа, открытая в феврале 1722 года. Единственным учителем в ней был Алексей Маметьев, присланный во Владимир из Морской академии, а учащимися — семь мальчиков.
В 1744 году с учреждением Владимирской епархии Рождественский монастырь был упразднен и превращен в архиерейский дом.
Похожие материалы:
Из истории создания женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине XIX – начале XX веков
Из истории создания женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине
XIX
– начале
XX
вв.
Русские православные монастыри играли значительную роль в социально-экономической и духовной жизни Российской империи. Согласно данным ...
Свадебная обрядность и праздники в традиции с. Улаклы
В исследовании быта греческого населения Приазовья первостепенную роль играет изучение народной обрядности. Праздники и обряды представляют собой важнейший компонент духовной жизни. В них находят отражение многие стороны общественно-эконо ...
Буряты. Жизнь, культура, обычаи
Коренным населением Забайкалья являются буряты. О времени складывания бурятского этноса высказывались различные мнения. Предпринимались попытки искать непосредственных предков бурят в монголоязычных племенах периода складывания монгольско ...