Ориентиры ценностей

Страница 2

На южной стене размещены материалы о генерале Николае Григорьевиче Столетове, организаторе болгарского народного ополчения, лично возглавлявшем оборону легендарной Шипки в самые тяжелые дни боев. Здесь же размещена экспозиция, посвященная русскому пол­ководцу Александру Васильевичу Суворову. В 1780-х годах

12

он командовал Владимирской дивизией и жил в своем ундольском имении в 30 километрах от Владимира. Особую ценность пред­ставляют боевой штандарт первой половины XVIII века и портрет Александра Васильевича в чине генерал-поручика работы крепо­стного художника.

Рядом находится экспозиция, отображающая участие владимирцев в Отечественной войне 1812 года. Экспонирован гравиро­ванный портрет русского полководца П. И. Багратиона. После ра­нения в Бородинском сражении он лечился в селе Симе под Юрь­ев-Польском, где и умер. Здесь же представлено русское и тро­фейное оружие ХП-XIX веков, На западной стене можно видеть материалы о русском флото­водце Михаиле Петровиче Лазареве, родившемся во Владимире.

В галерее Золотых ворот, где в древние времена защитники города несли сторожевую вахту, размещена экспозиция, отобража­ющая боевые подвиги Героев Советского Союза — уроженцев и жителей Владимирской области, Экспонируются портреты героев, их фронтовые реликвии и оружие периода Великой Отечественной войны, мемориальные вещи и документы. Среди материалов вы­ставлен шлем Н. П. Каманина, первого уроженца области, удосто­енного звания Героя Советского Союза за спасение челюскинцев (1934 г.). Ценной реликвией является секстант — прибор, с по­мощью которого чкаловский экипаж определял местоположение самолета во время знаменитого перелета в Америку (1937 г.). Этим прибором, снятым с легендарного самолета, пользовался штурман перелета А. В. Беляков, имеющий прочные связи с Владимирщиной.

Посетитель сможет здесь также познакомиться с боевыми подвигами Николая Гастелло, Алексея Лопатина, Евгения Пичугина, Николая Молева и других героев Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

Успенский собор.

(ул. III Интернационала, 56)

800 лет стоит владимирский Успенский собор, один из выда­ющихся памятников древнерусской архитектуры. Он был зало­жен 8 апреля 1158 года.

Успенский собор был свидетелем быстрого расцвета Влади-миро-Суздальской Руси и ее жесточайшего разорения полчищами монголо-татарских захватчиков. Он видел прогрессивную борьбу владимирцев за объединение разрозненных русских земель. В нем восемь столетий назад были составлены первые владимирские ле­тописи, ставшие основой всего северо-русского летописания. У его алтаря возводились на княжение легендарные полководцы Александр Невский и Дмитрий Донской и все другие владимирские и

13

московские князья до Ивана III. В первой четверти XIV века храм был главным собором Руси.

Успенский собор является сокровищницей древнерусской культуры. Он хранит образцы искусства лучших художников разных времен, от безымянных изографов середины XII столетия и до гениального Андрея Рублева и мастеров XVII—XVIII веков.

Владимирский князь Андрей Боголюбский видел в право­славной церкви активнейшего помощника в проведении политики объединения разрозненных русских земель. Он понимал, что цер­ковь будет рьяным защитником его княжеского аторитета, а по­тому не пожалел средств на пышное убранство собора. Князь выде­лил собору лучшие села и слободы, десятую часть в своих обшир­ных стадах, хлебах, доходах от торговли.

Можно представить, как красив был собор в древние времена, когда вся его массивная глава (первоначально он был одноглавым), торжественные порталы (входы), устроенные с трех сторон, а так­же арочки и колонки расписанного аркатурного пояса были око­ваны листами золоченой меди, двери храма украшены «жемчугом великим» и драгоценными камнями, а стены и своды яркой фрес­ковой росписью. Свет хоросов — люстр и паникадил, которые были великолепными образцами прикладного искусства, вместе с соч­ными красками росписи, архитектурными деталями и украшени­ями отражался в блестящих медных плитах пола, как в огром­ном золотом зеркале.

Слаженные пропорции, безукоризненная техника кладки, пре­восходная обработка архитектурных деталей, выполненных с удивительным чувством меры, сделали памятник классическим. Вот почему Успенский собор служил образцом для торжественных памятников раннего московского зодчества. Так было и позднее, в конце XV века, когда во Владимир приезжал известный италь­янский архитектор Аристотель Фиораванти, внимательно изучав­ший Успенский храм и построивший по его образцу одноименный собор Московского Кремля.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие материалы:

Заговорно-обрядовая культура
Архаические культы восточных славян пронизаны общей идеей смерти. Архетип смерти имеет отношение к культу Солнца и Луны, поэтому неслучайно многие магические действия привязаны к лунному календарю и солнцестояниям. Архитепические пережива ...

Народная кухня
Основными продуктами, составлявшими питание сибиряков-старожилов были те, что производились в их хозяйстве. Молоко, мясо, овощи, яйца, изделия из злаковых культур составляли большую его часть. Хорошим подспорьем была добыча дичи на охоте, ...

Фабричная промышленность
В 1860 году фабричная промышленность города состояла из 21 заведения, в том числе девяти кожевен, шести салотопен, пяти мыловарен и одного восокобелильного заведения. Судя по числу работников, только два кожевенных завода, где было занято ...