Свадебный обряд

Замуж девушек отдают, как только они достигли половой зрелости 14-15 лет. Согласия у девушек не спрашивали, если отец доволен калымом (числом оленей, которых давали за невесту), значит свадьбе быть. Каждая семья старалась найти хозяйственную женщину, если она ходила с отцом на рыбалку, пасла оленей, охотилась, за неё могли дать хорошее стадо. Когда приезжают сваты, договариваться о дне свадьбы, невесту одевают в красивую ягушку, и вплетали (впервые в жизни) накосники. Свататься приезжает жених, отец и братья жениха, останавливаются возле чума, но их туда не пускают. Отец и братья невесты крепко держат полог чума, пока сваты не откупятся подарками. Когда подарки подарены, гостей приглашают в чум, кормят, и вручают им подарки в знак дружбы. Мужчины за столом обсуждают дату свадьбы, для гостей зарезают молодого оленя, кровью и лучшими кусками кормят гостей, кости и внутренности приносятся в жертву духам, проситься благословение для дочери. Жених и невеста друг друга не видят, невесту прячут в женской половине чума. Невесту в чум к жениху собирают три дня, её снаряжают сумками с рукодельными принадлежностями, это считается главным атрибутом в хозяйстве женщины. Одевают в нарядную ягушку, шапку и пояс украшают медными кольцами, цепочками, старинными монетами из серебра. При каждом шаге невесты все звенело, и переливалось мелодичным звоном, который отпугивал злых духов. В нарты запрягали трёх оленей. На рогах у них были повязаны яркие разноцветные ленточки, на шее весели колокольчики. По приезду в стойбище жениха совершался свадебный ритуал на расторопность невесты. К невесте подходит мать или бабушка жениха, которая берёт за руку, и тянет её на себя, и резко толкает к толпе. Если она не удержится, и упадёт, то на неё родственники жениха будут смотреть как на беспомощную и слабую женщину. Это считается большим позором для будущей хозяйки.

Мать жениха берёт невесту за руку, ведёт в чум, и усаживает на постель жениха, там теперь её место. Невесты плакать не должны, так как в тундру не любили хмурых и плаксивых, видя в них ленивых и лживых женщин. С этого момента невеста становилась хозяйкой чума, начинала готовить для всех еду и т.д. У ненцев запрещается называть имена с того момента, как молодые сыграли свадьбу позднее их называют именем старшего из детей – мать Нядмы. Старых людей называют по имени их внуков – дедушка Хэвко.

Молодые люди, приглашённые на свадьбу, состязались в ловкости и смелости. Старики вспоминали молодость. Празднование шло три дня. На третий день приглашался шаман, и делалось жертвоприношение духам для благословения новой семьи.

Похожие материалы:

Васильев вечер (Коляда)
Канун Нового года приходился на 31 декабря. Своё название вечер получил по имени святого Василия Великого, память которого христианская церковь чтит 14 января (Васильев день). Другое более архаичное название праздничного вечера – «Коляда» ...

Ориентиры ценностей
Золотые ворота. Золотые Ворота принадлежат к числу уникальных исто-рико-архитектурных и военно-инженерных памятников Руси. Они построены в 1164 году в качестве главных ворот столицы мо­гучего Владимиро-Суздальского княжества. Если вспомн ...

Происхождение северо-самодийских народностей
Проблема происхождения, формирования и этнического развития северо-самодийских народностей длительное время решалась почти исключительно на лингвистических данных. Поскольку они не были подкреплены материалами других наук, то не редко тра ...