Ориентиры ценностей

Страница 3

В 1185—1189 годах собор был расширен: с трех сторон его окружили новыми стенами. Таким образом, он оказался как бы в футляре: между ним и новыми стенами образовалась галерея, названная в летописи притвором. По углам храм был завершен четырьмя дополнительными главами и стал пятиглавым. Площадь собора удвоилась. Он стал вмещать около 4000 человек. 7 февраля 1238 года монголо-татарские захватчики, которым удалось сло­мить оборону города, разграбили храм и подожгли его.

В 1411 году, когда после пожара еще не были восстановлены деревянные укрепления, татарский царевич Талыч со своим от­рядом занял город и поджег его. Успенский собор лишился своих колоколов, расплавившихся от сильного огня. Награбленные цен­ности, которые захватчики не могли увезти, они предали огню.

14

В период польско-шведской интервенции Успенский собор пришел в запустение. С начала XVIII столетия предпринимались попытки его восстановить. В 1734 году были закончены большие укрепительные работы, которыми руководил крепостной кресть­янин Новой Александровской слободы Яков Буев. Не имея воз­можности восстановить древнее покрытие, мастера покрыли храм четырехскатной кровлей, В конце XVIII столетия устроен новый иконостас с пышной золоченой резьбой в стиле барокко. Все его иконы были исполнены владимирским иконописцем Строкиным с группой помощников. В 90-е годы XIX века Успенский собор под­вергся капитальной реставрации, в результате которой было вос­становлено древнее покрытие храма и его глав, проведено инже­нерное укрепление стен и сводов, раскрыта древняя фресковая роспись.

После Великой Октябрьской социалистической революции были реставрированы фрески XII и XV веков, установлено ква­лифицированное наблюдение за состоянием памятника, неодно­кратно проводились укрепительные, профилактические и рестав­рационные работы. В последние годы в соборе укреплена и промы­та фресковая роспись, раскрыты ценнейшие фрагменты фресковой росписи 1237 года, позолочен центральный купол.

Архитектурный облик памятника своеобразен. Его могучие, широкие фасады расчленены на пять вертикальных прясел, кото­рые на западном фасаде соответствуют пяти нефам — продольным частям храма, направленным с запада на восток. Три средних деления западного фасада соответствуют ширине храма 1158— 1160 гг., а два крайних обозначают ширину галерей, пристроен­ных в 1185—1189 гг. Центральная часть собора вместе с огром­ной главой возвышается над галереями и четырьмя угловыми главами, создавая динамичное завершение самого высокого древ­нерусского храма.

В убранстве фасадов памятника главное место занимает аркатурно-колончатый пояс, протянутый почти по середине север­ного, западного и южного фасадов и поднятый на алтарных по­луцилиндрах. Внутри собора, в его центральной части, сохраня­ются фрески гениального русского художника Андрея Рублева и его старшего товарища Даниила Черного. Эти фрески написаны на тему традиционного Страшного суда. Однако Андрей Рублев отказался от «функции устрашения». Его образы лишены аскетиз­ма. И это понятно, если вспомнить, что Русь в ту пору была горда замечательной победой, которую ее сынам удалось одержать над монголо-татарами и на поле Куликовом, Лаконизм и ясность ком­позиции, виртуозный рисунок, совершенный колорит, достигнутые Андреем Рублевым в фресках Успенского собора, являются сви­детельствами огромного таланта выдающегося художника. Большой интерес представляет некрополь Успенского собора, расположенный в галерее. Здесь похоронены великие владимир­ские князья: Андрей Боголюбский, его брат

15

Всеволод Большое Гнездо, сын Всеволода Юрий и другие, а также древнерусские писатели — епископ Симон, один из авторов «Киево-Печерского патерика», и Серапион Владимирский, известный своими поуче­ниями, в которых он призывал русских людей к единению.

Существующая колокольня с высоким золоченым шпилем (1810 г.) стоит на месте старой, пострадавшей в 1806 г. во время грозы.

Георгиевский придел, соединяющий собор с колокольней, вы­строен в 1862 г. по проекту губернского архитектора Н. А. Артлебена.

Дмитриевский собор.

(ул. III Интернационала, 58)

Дмитриевский собор вошел в сокровищницу мировой архи­тектуры как одно из интереснейших творений владимирских зод­чих. Строительством собора в 1194—1197 годах владимирский князь Всеволод Большое Гнездо отметил рождение сына Дмитрия. К моменту, когда было начато сооружение Дмитриевского собора, владимиро-суздальская архитектурная школа уже вполне сложи­лась. Вместе с зодчими выросли замечательные мастера: камено­тесы и резчики, медники и литейщики, эмальщики и живописцы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие материалы:

Ими гордится земля омская!
Сибирский живописец Омский живописец Георгий Петрович Кичигин – один из ярких представителей нового искусства России. Родился в 1951 году. Окончил художественно-графический факультет Омского педагогического института им. А.М. Горького. ...

Реформа 1867 года и дальнейшее развитие завода
С 1867 года на Ижевском заводе начали проводить реформу — освобождение от крепостного труда. При этом земельные наделы мастеровых значительно урезали. Таким путем правительство рассчитывало сохранить за заводом дешевую рабочую силу. Рефор ...

Жилища
Относительная замкнутость караимской общины способствовала сохранению устойчивого типа традиционного караимского жилища. В архитектурном отношении караимские дома похожи на татарские. Отличает их украшение террасы: для татарских домов ха ...