Народные праздники и обряды

В Сибири было принято отмечать Рождество, Новый год, Крещение, Масленицу, Троицу, Пасху, престольные праздники, а также крестины, именины, поминки и свадьбы. По праздникам пили чай с сахаром, медом и вареньем. Детям дарили орехи, семечки, леденцы. К праздничной трапезе обычно пекли шаньги, вахли, пышки, пустышки, хворост. Из мясных блюд готовили курник. Гнали самогон, варили пиво из пророщенной ржи. На столах появлялись традиционные блюда, которые делали именно к тому или иному празднику.

Рождествосправляли торжественно. Обязательным блюдом была кутья или сочиво, для нее толкли пшеницу, парили с медом, добавляя изюм. По слову “сочиво” канун Рождества называется Сочевник или Сочельник.

На Масленицу

традиционным ритуальным блюдом были блины, которые пекли в огромном количестве. Хотя на масленичный период приходился пост, но в эти дни варили все в масле. Временно запрет снимался. В масле жарили калачи, пекли разнообразные пироги, жарили яичницу. Готовили и много рыбных блюд. Ко всему добавляли масло и сметану.

В православной календарной обрядности Пасха

считалась самым большим праздником. В этот день шли в церковь, освящали куличи, крашеные яйца, творог, масло. После прихода со службы домой детям наливали молока и давали по куску кулича, угощали семечками и орехами. Пекли много всевозможных шанежек, коралек. Разговляясь после Великого поста, в больших количествах ели вареное или жареное мясо. Пили пиво или самогон.

На Троицу

выезжали в лес, там разводили костер, готовили яичницу.

Календарные обычаи и обряды, постепенно утрачивая свое магическое содержание с XVIII - XIX веков, начинают восприниматься как развлечение, увеселение, забава, переходя при этом в детскую среду. Некоторые проявления детского творчества считаются остатками выродившихся обычаев и обрядов Сибири.

Рассмотрим один из узловых моментов зимней календарной обрядности сибиряков. Непременным элементом святочного цикла обычаев и обрядов был обход изб односельчан группами колядовщиков. Существовала трехчастнуя форма колядования, включающая вопрос с разрешением поколядовать, исполнение обрядового текста определйнного типа и одаривание исполнителей, обрядовый текст при этом мог состоять либо из величальной песни, которая иногда сопровождалась обрядовыми действиями (посыпание зерном, действия с баднаком, выметание избы и др.), либо не включать вербальной части вообще (визиты ряженых). Новогоднее посыпание изб односельчан зерном, сопровождавшееся поздравительными песнями, можно считать особым видом колядования. В Сибири данный обычай распространился под влиянием переселенцев из Европейской части России.

Новый годсчитался небольшим праздником. В Новый год, на заре, "челядь" (т.е. дети) бегала по избам в одиночку или группами и "посевала" овсом, бросая зерна в передний (красный) угол. В маленьких сеятелях видели предвестников будущего урожая, "хлебушка" и нового счастья", поэтому одаривали их, чем только могли. Обычная детская песенка при этом:

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю,

Со скотом, с животом,

Со пшеничкой, с овсецом,

Ты, хозяин-мужичок,

Полезай в сундучок,

Доставай пятачок,

Нам на орешки,

Вам на потешки!

Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!

На рождество в сибирских деревнях сажали первого из зашедших "пославить Христа" на шубу или тулуп, "чтобы овечки лучше велись".

Концентрация самостоятельных детских обходов в Святки была обусловлена представлениями о святочном периоде как о времени "рождения", наиболее благоприятном для обрядового функционирования молодых групп, несущих идею обновления: в ряде детских колядок тема рождения и появления нового существа звучит в полный голос ("я, маленький птенчик, принес Богу венчик", "маленький хлопчик принес Богу снопчик" и пр.). За песни-славления детям подавали сырчики (шарики, замороженные из творога со сметаной, изюмом и сахаром).

Похожие материалы: