Основание Саратова

Страница 2

В начале XVII века небывалое обострение классовой борьбы вылилось в первую в истории Российского государства гражданскую войну (1603—1614 годы). Спасаясь от притеснений царской администрации и гнета феодалов, на волжские берега бежали крестьяне и посадские люди (жители городов). Здесь они вливались в отряды волжского казачества. К лету 1604 года казаки стали полновластными хозяевами на Волге и не давали проходу торговым и посольским караванам. Большие убытки несли торгово-промышленные люди волжских городов — Самары, Саратова, Царицына и других. Все Поволжье всколыхнуло движение Ильи Горчакова, или Илейки Муромца. Ему удалось собрать 4-тысячный отряд из терских, донских и волжских казаков. Себя Илейка выдавал за «царевича Петра, якобы сына царя Федора Ивановича (младшего сына Ивана Грозного). Отряд этого самозванца вызвал смятение среди бояр, помещиков, купечества. Разбои и грабежи охватили низовье Волги. Вскоре на Волге появился новый самозванец — типичный представитель понизовой вольницы, называвший себя «царевичем Иваном-Августом» — сыном Ивана Грозного. Летом 1607 года, началось движение «царевича Ивана-Августа» и его самозваных внуков Осиновика. В июле отряд Ивашки-Августа вступил в Царицын, а затем двинулся вверх по Волге. Войска понизовой вольницы беспрепятственно дошли до Саратова, осадили его, но взять город им не удалось. Усиленный гарнизон под командой Замятии Сабурова и Владимира Аничкова отразил приступы, «воров многих побили», и «царевич Иван» спешно перебрался на Дон, где двинулся было к Болотникову. Но его отряд был разбит Лжедмитрием II, сам Иван-Август и его сподвижник Лавр были схвачены и повешены. А с Осиновиком казаки расправились раньше, после поражения под Саратовом. Но Саратов недолго оставался верным московскому правительству: уже в 1609 году город перешел на сторону Лжедмитрия II.

До 1614 года о Саратове нет никаких документальных известий. Достоверно лишь то, что зимою 1613/14 года город сгорел, то ли от неосторожности с огнем, то ли вследствие нападения воровских шаек. Обстоятельства сожжения города неизвестны. Деревянный Саратов пылал как факел. Много погибло в огне жителей. Не удалось спасти коней. Часть стрельцов, спасшихся от смерти, двинулась за 350 верст в Самару. Около 200 человек добрались до этой крепости. Такова судьба изначального Саратова.

После гибели Саратова на правом берегу, он был восстановлен на луговой стороне Волги (несколько севернее нынешнего города Энгельса). Вероятно, отсюда легче было следить за передвижениями кочевников, вести сторожевую службу. Первые сведения о левобережном Саратове относятся к 1617 году. Он располагался на большом мысу при впадении в Волгу небольшой, но тогда полноводной речки, названной позднее Саратовкой.

Город занимал примерно 15—17 гектаров. Проезжавший в 1623 году московский купец Федот Котов писал: «На Саратове город стоит на луговой стороне, башни рубленые, круглые, двор и ряды в городе. А за городом стрелецкие дворы и рыбные лавки, и амбары, где кладут с судов припасы». Городом-крепостью изобразил на рисунке Саратов секретарь гольштинского посольства Адам Олеарий, видевший Саратов в 1636 году.

Центром левобережного Саратова был острог (кремль) с деревянными стенами, бойницами для ружейного огня и рублеными башнями с пушками. Внутри острога находились воеводский двор, канцелярия, приказная изба, таможня, церковь, дома «детей боярских», торговые ряды и другие постройки. Перед стенами острога был вырыт ров, за ним располагался посад. Здесь стояли дома стрельцов, посадских людей, имелись лавки, амбары. Вокруг посада были устроены полевые укрепления — радолбы.

В 1630-х годах в Саратов прислали несколько сотен стрельцов и плотников, которые построили новый острог. Крепостные стены с башнями охватили теперь весь посад. Новая крепость была осажена артиллерией. На башнях и в стенах находились пушки, стрелявшие ядрами, а на проездных башнях — картечью. Город стал крепостью, которая успешно выдержала не один приступ "Воровских" казаков и кочевников.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Система отношений в традиционной удмуртской общине
Организующим началом в духовной жизни крестьян стали община и семья, так как сами эти институты были полифункциональны по социальной сущности. Семья не только выполняла собственно семейные функции (брак, воспитание детей, родственная общн ...

Возрождение церквей и духовенства
С первых же дней оккупации возрождение церковной жизни на территории Смоленской области шло стремительно и быстро. Прежде чем приступить к описанию открытия православных храмов и возобновления в них богослужений, необходимо сказать неско ...

Обычаи и традиции даргинцев
Традиционный быт даргинцев обычно характеризуется как патриархально-феодальный или даже патриархально-родовой, но в нем мало и феодального, и патриархального (были пережитки). Отметим верховенство мужчин, старших, подчиненность жены мужу ...