Миграция русского населения на территорию Дагестана в дореволюционный период

Страница 3

Огромная роль в развитии культуры народов, подготовке кадров, в приобщении дагестанцев к сокровищницам русской и мировой культуры принадлежала и принадлежит русскому языку. Величие и мощь русского языка общепризнаны. Его богатство, гибкость, выразительность, самобытность отмечались и отмечаются многими учеными мира.

В пропаганде и распространении русского языка среди дагестанцев огромная роль принадлежала самому русскому народу -творцу и носителю языка. В экономическом и культурном развитии Дагестана ведущую роль играла постоянная и всесторонняя помощь русского народа, особенно в решении одной из основных задач переходного периода - подготовки национальных кадров для народного хозяйства, просвещения, культуры. Эту помощь хорошо и образно определил дагестанский писатель А. Агаев. «Пожалуй, - писал он, - на свете не было, нет и не знаю, когда еще будет другой народ, как русский, который так много работал и работает на все народы СССР, да не только СССР».

Русский язык в дагестанской национальной школе не посягал на родные языки, потому что только они могли служить языком обучения в начальных школах республики, и только при их помощи могли ликвидировать свою культурную отсталость трудящиеся массы Страны гор. С другой стороны, русский язык не мог считаться здесь иностранным языком, так как он становился для дагестанцев почти с первых лет советской власти языком межнационального общения, языком культурной жизни, экономических и политических связей с центром, со всей страной.

Было установлено, что преподавание русского языка как предмета во всех начальных школах должно начинаться со 2-го класса.

Плодотворная работа по дальнейшему усилению роли и значения русского языка как предмета изучения и как языка обучения дала хорошие результаты. Если в первой половине тридцатых годов русский язык изучался как предмет менее чем в 30% национальных школ республики, то в 193 9-1940 учебном году он преподавался в 788 школах из 892, что составляло около 90% всех нерусских начальных школ.

Намного улучшилась подготовка и переподготовка учителей, способных вести занятия на русском языке, путем организации краткосрочных курсов.

Русский язык для дагестанцев, таким образом, стал средством межнационального общения добровольно, исключительно в силу политических, экономических и культурных интересов. Сама жизнь, значительные изменения, происходившие в экономике, культуре и быту горцев, привели их к этому.

Благодаря России и русскому населению дагестанцы получили возможность приобщиться к передовой русской науке, технике, культуре, литературе, просвещению, а через русский язык – к достижениям западноевропейской культуры.

В настоящее время, к сожалению, численность русского населения резко сократилась. Процесс этот начался в 1970-80 годы: если в 1950 г. русские составляли 20,1%, то в к 1970 г. – 14,7%, в 1995 г. – только 7,3% населения республики. Изменения в национальном составе населения РД были обусловлены в основном политической обстановкой (развалом СССР, войной в Чечне). Эти обстоятельства особенно отразились на численности населения русской и чеченской национальностей. Доля русского населения сократилась с 20,1% (1959г.) до 6,6% (2002 г.), чеченского увеличилась с 1,2% до 4,9% соответственно. Рассмотренные тенденции изменения структуры населения негативно влияют на характер воспроизводства населения. Дагестан от расширенного воспроизводства перешел к простому. Переход от второго этапа демографического старения населения к третьему чреват ростом иждивенческой нагрузки на трудоспособное население. Уменьшение доли населения русской национальности в составе населения привело к потере работников высокой квалификации, в которых в Дагестане потребность сохраняется, несмотря на его трудоизбыточность.

дагестан русский население прирост

Страницы: 1 2 3 

Похожие материалы:

Церковь Распятия Господня
По жалованной грамоте Патриарха Адриана в 1665 году здесь основан Новорождественский девичий монастырь. Впоследствии переименован в Распятский. Прообразом Распятского собора считают Петропавловский собор в Санкт-Петербурге. В XVIII веке ...

Города Южного Казахстана
Испиджаб (Сайрам) Испиджаб - крупнейший, центральный город на Великом Шелковом Пути. Впервые он упоминается в маршрутнике Сюань Цзяня 629 г. как "город на Белой реке". Позднее Махмуд Кашгарский сообщает: "Сайрам - название ...

Официальная информация о музее
Наименование: Военно-исторический фортификационный музей "Владивостокская крепость" Местонахождение: г. Владивосток, ул.Батарейная 4а Дата основания: 1992г. Дата официального открытия (Внесён в реестр музеев РФ): 30 октяб ...