Ссыльные, несущие свет знаний в сибирскую глубинку

История Омска, как и большинства других сибирских городов, неразрывно связана с историей политической ссылки. Без учета влияния политических ссыльных нельзя понять ни становления сибирской интеллигенции, ни особенностей общественной жизни Сибири. Ссылаемые в XIXв в Сибирь участники польского национально-освободительного движения, декабристы, петрашевцы, а затем и народники воздействовали на сибирское общество не только своей пропагандой, сколько своей образованностью, идейной целеустремленностью, внешним обликом и манерами поведения, своими широкими научными интересами и общественными запросами. Сибирякам они нередко казались как бы выходцами из другого мира, «особой породой людей», по выражению Г.Н. Потанина. Сам образ жизни политических изгнанников из центра страны имел облагораживающее воздействие на сибирскую молодежь. Они жадно впитывали новые идеи и быстро перенимали стиль поведения передовых людей своего времени.

Далекая сибирская окраина обширной Российской империи, как это ни странно, благодаря карательной политике самодержавия смогла много раньше собственно российской провинции воспринять мощный импульс освободительных идей, исходящий из Петербурга и Москвы. Политические ссыльные, в свою очередь, во многом способствовали преодолению негативного отношения к Сибири в российском обществе, разрушили стереотип Сибири как «жестокого места ссылки, царства мороза, обиталища одних медведей и разбойников»[2]

Высокий административный статус Омска, его военно-чиновный характер ограничивали приток сюда политических ссыльных. Но это ни в коей мере не ограждало омичей от влияния политической ссылки. В Омске сосредотачивался главный местный надзор за «государственными преступниками», находившимися в Западной Сибири. Омские чиновники, ревизовавшие присутственные места в губернских и окружных городах, часто общались с политическими ссыльными, в большинстве своем высокообразованными интеллигентами, беседовали с ними, дружили и даже вступали в родственные отношения. Недостаток способных и образованных чиновников в Сибири заставлял власти привлекать к выполнению служебных обязанностей людей, имевших с правительственной точки зрения ''предосудительные формуляры».

Под влиянием привнесенных знаний расширяется культурный кругозор омичей. В городе появляется свой любительский театр, целых два оркестра – казачий и полковой, которые соперничают между собой. Омский областной начальник С.Б. Броневский особенно гордился тем, что ему принадлежала заслуга организации в Омске первого духового оркестра. В 1813г. он собрал его из военнопленных, преимущественно из поляков. Позднее он вспоминал: «Вдруг явилась в Омске музыка, какой там от сложения мира не слыхивали. Богемцы, немцы и поляки удивляли своею игрой. Ган, Долек, Квятковский, Радольский, и другие имели замечательные таланты, играя на многих инструментах». Некоторые из поляков остались в Омске, а Квятковский получил офицерский чин. В 1839г., с переводом в Омск главных учреждений Западной Сибири, сюда приехал профессиональный польский музыкант, дирижер К.Волицкий. имелся в городе клуб, заведенный еще при генерал-губернаторе П.М. Капцевиче, в котором проводила свое свободное время молодая интеллигенция. Был в Омске и любительский драматический театр, на его сцене играли учителя, кадеты и кантонисты. Играли даже «Скупого» Мольера. В «Описании Западной Сибири» И.И. Завалищина упоминается, что еще в 1809г. имя Броневского С.Б стояло в числе актеров на афише одного из омских любительских спектаклей.

Похожие материалы:

Торгово-ремесленные поселения
На Руси были ранние ремесленные поселения представлены Пастырским городищем, Зимновским, позднее городищами Ревно, Хотомель и др. Это были обосоленные единичные поселения, связанные с местными округами. Торгово-ремесленные поселения, кот ...

История первомайского костёла под названием «Возвышенность святого креста»
До 1920 года приход Собакинцы, ныне Первомайск, своего приходского костёла не имела. В то время она относилась к Заболоцкому костёлу, находящемуся в Вороновском районе, и называлась Заболоцко-Собакинский приход. Из-за того, что костёл За ...

Ландшафтно-топографическая и топографо-климатическая характеристика местообитания манси в XVIII-XX веках
Первоначально очертим современные границы распространения манси в XVIII-XX вв., когда достоверно известно, что подразумевается под термином «манси». В русских документах XVI века манси перечислены по рекам Чусовая, Тагил, Нейва, Кокуй, Б ...