Этно-иноверцы в Имамате Шамиля

Страница 1

Одним из важных и недостаточно еще изученных вопросов в истории Имамата XIX в. является вопрос, который мы условно обозначили как «проблема волонтерства» (ПВ). В данном случае это понятие (ПВ) подразумевает всестороннее рассмотрение причин дезертирства из царской армии и всех аспектов положения беглых солдат и офицеров в Имамате.

В различных источниках (дагестанских, российских, иностранных) периода Кавказской войны 20 – 50-х годов XIX в. довольно часто встречаются упоминания о таких перебежчиках, их правовом положении и занятиях в стане Шамиля, о том, что многие из них сражались на стороне горцев против российской армии.

Насколько можно судить, национальный состав этих «дезертиров» и «предателей» (говоря официальным языком рапортов и донесений царских командиров) был представлен прежде всего русскими, поляками и казаками. Говоря о последних ряд исследователей называет их «украинцами», что не исключено, но, думается, далеко не все солдаты и офицеры Черниговского полка были украинцами. На наш взгляд, правильнее было бы причислить к «казакам» так же и донских и/или терских казаков, живших на территории (или прилегающей к ней) боевых действий. Помимо уже указанных национальностей имеются упоминания о венгре и англичанине.

Мотивы и причины дезертирства из царской армии, разумеется, были самые разные (мы их только коснемся), о многих из них можно лишь строить предположения, но этот вопрос требует самостоятельного изучения с привлечением специалистов по исторической и социальной психологии.

Для нашей темы важен сам факт наличия таких перебежчиков, который высвечивает новые грани в истории Имамата и его руководителя – Шамиля.

Сам факт существования института волонтеров в Имамате может вызвать удивление только у несведущего читателя, тогда как история мусульманских государств дает нам множество подобных примеров – достаточно напомнить об Арабском халифате, Османской империи и т.д. Дело в том, что в этих могущественных средневековых державах как и в Имамате идеологическими и теоретическими основаниями для включения иноверцев (в том числе и перебежчиков из вражеского стана) в свою структуру и толерантного к ним отношения служили предписания Корана о «людях писания» - к каковым относились христиане и о так называемых зиммиях («ахл аз-зимма»).

К зиммиям ислам причисляет инаковерующих, которые при завоевании не оказали сопротивления и добровольно согласились жить в мусульманском государстве, подчиняясь предписаниям Корана и законам шариата – за это зиммиям предоставлялось право сохранения своего (не исламского) вероисповедания (веры отцов).

Возвращаясь к вопросу о вероятных мотивах и причинах – «движущих силах» - перебежчиков, следует сказать о сосланных на Кавказ «штрафниках»: участниках восстания декабристов на Сенатской площади (1825 г.), восставшего Черниговского полка и многих сочувствовавших декабристам. Второй эшелон «штрафников» составили поляки – около 10 000 человек – после подавления восстания в Польше (1830-1831 гг.). Только в 1830-х годах царь Николай I (1825-1855) направил в южную армию около двадцати двух тысяч штрафников и новых рекрутов.

О настроениях штрафников польский историк Ежи Енджевич писал: «Большинство поляков служило в полках, оккупировавших Дагестан и Чечню. Именно там кипела острая борьба. Им не раз должна была приходить в голову мысль о сходстве судеб Польши и Кавказа, пока то у одного, то у другого не закрадывалась мысль бежать к этим рыцарям свободы и биться плечом к плечу с ними против общего врага…» - царского самодержавия.

Не исключая, и, не отвергая подобного хода мыслей, приведем свидетельство современника тех событий о штурме горцами крепости Агач: «Защитники (крепости – С.М.) постреляли из пушек для того, чтобы говорили, что они сражались, и сдались в плен». Причинами подобных имитаций (они были не редкостью) сопротивления могли быть не только указанные Енджевичем, но и желание получить «вольную» - «попасть под статью». Согласно существовавшему положению, солдат, бежавший из плена, освобождался от крепостной зависимости. Поэтому не следует исключать вероятность «солдатской уловки» - имитации сопротивления и добровольной сдачи в рискованный «временный» плен с последующим бегством-возвращением (в случае удачи) в армейский строй.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Спасо-Преображенский монастырь
В черте Белого города находился один монастырь - Спасо-Преображенский. Монастырь был основан в 1597 году и считался одним из богатейших в Астрахани. Жалованные грамоты XVII века свидетельствуют, что многие пригородные воды принадлежали мо ...

Животный мир Висимского заповедника
Животный мир заповедника типично таежный, по составу фауны преимущественно западносибирский. Здесь спокойно чувствуют себя лоси и зайцы, барсук и лисица, бурые медведи, куницы, белки. В тихих уголках близ рек можно увидеть и выдру. Нередк ...

Сыродутный процесс
Самым сложным и ответственным делом являлась выплавка железа из руды, осуществлявшаяся при помощи так называемого сыродутного процесса. Сущность сыродутного процесса заключается в том, что железная руда, засыпанная в печь поверх горящего ...