Вариативность мужских неканонических имён
В антропонимике до сих пор остаётся актуальным вопрос о сущности нехристианских имён.
Исследователи антропонимов отмечают, что в 17 веке в центральных городах России нехристианские русские имена встречаются чрезвычайно редко. Обычно ими называют детей в тех семьях, где были сильны традиции допетровских имён. В большинстве случаев они употреблялись только в функции неофициальных имён.
Ребёнок в этом случае имел два имени: в документах – официальное и в домашней обстановке – неофициальное.
В антропологии до сих пор остаётся актуальным вопрос о сущности нехристианских имён.
Исследователи антропонимов отмечают, что в XVII веке в центральных городах России нехристианские русские имена встречаются чрезвычайно редко, обычно ими называют детей в тех семьях, где были сильны традиции допетровских имён. В большинстве случаев они употреблялись только в функции неофициальных имён. В этом случае ребёнок имел два имени: в документах – официальное и в домашней обстановке – неофициальное.
Некалендарные прозвищные имена встречаются чаще, чем некалендарные внутрисемейные имена. Их употребление в функции личных имен незначительно.
В текстах сибирских летописей более всего отмечено употребление прозвищных имен на второй позиции в моделях именований лиц как высшего служилого сословия, так и низшего.
Такие и другие народные варианты русских имён по-разному соотносятся с исходными календарными именами. Среди старых календарных имён есть такие, которые употреблялись только в форме народной, например, имя Иван или имя Гордей вместо Гордий.
Про вариативность
имён географ и топонимист прошлого века В.В. Григорьев писал о лингвистической «самодеятельности» русского народа.
Вариативность включает в себя:
1. Изменение начальных звуков имени (Адам – Одамко).
2. Опущение начального гласного основы (Исидор – Сидорко, Иоаким – Аким).
3. Прибавление гласного или согласного (реже) звуков в начале имени (Изосим от Зосим, Изот от Зот).
4. Появление вставочных звуков в имени (Ульянко от Иулиан, Шустин от Устин).
5. Замещение одних звуков другими (Кирсан от Хрисанф, Куприян от Киприян).
6. Уподобление гласных звуков в основе имени (Кузьма от Козьма).
7. Расподобление согласных (Меркул – Меркурий).
8. Смягчение твёрдых согласных (Флёр от Флор, Сенька от Симеон).
9. Отвердение мягких согласных (Мартын от Мартин, Сысой от Сисой).
Таким образом, можно сказать, что имена по своей сути составляют пёструю палитру, а, следовательно, и делятся по своим признакам на 9 частей. А также мужские имена включают в себя вариативность, по которой можно определить какие имена и к какой группе признаков относятся.
Структурный анализ личных имен г. Тобольска показывает разнообразную картину одночленных, двучленных, трехчленных и четырехчленных именований. Самой частотной представлена группа двучленных антропонимов, группа трехчленных именований малочисленна, четырехчленные же личные имена в памятниках деловой письменности XVII века г. Тобольска единичны.
Из перечисленных имен несложно проследить процесс создания производного имени: из двухосновного отсекается вторая часть и прибавляется суффикс или окончание (-нег, -ло, -та, -тка, -ша, -ята, -ня, -ка). Например, Ярило, Ульянко, Беспутка и другие. Если имя имеет одну основу, суффикс прибавляется к ней: Святослав: Свято+ша=Святоша; Ярило: Ярил+ка.
Часто в источниках употребляются уменьшительные или пренебрежительно-уничижительные формы неканонических имен. Восстановить по ним полную форму имени довольно сложно. Особенно трудно это сделать когда речь идет об омофонических (совпадающих в произношении и написании) формах различных имен. В таких случаях неполное имя может соответствовать двум или нескольким полным. В то же время в источнике могут встречаться различные вариантные формы одного имени (аллонимы).
Похожие материалы:
Сретение Господне (Громницы, Сустретенье)
Двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый 15 февраля. В основе праздника Сретение Господне лежит рассказ евангелиста Луки о принесении сорокадневного младенца Иисуса в Иерусалимский храм.
Согласно древним обычаям, на соро ...
Развитие этнографических знаний в России
Развитие этнологии в дореволюционной России и в СССР.Этнографические сведения о народах Восточной и Западной Европы, об их языках и обычаях содержались в древнерусских летописях, «Слове о полку Игореве» и других памятниках.
Возникновение ...
Русский старожильческий комплекс
Буряты впервые встретились с русскими в 1628 году, а уже в 1640 г. Возник Верхоленский, в1646 г. Верхнеангарский, в 1648г.- Баргузинский, в 1655г.- Селенгинский, в 1666 - Верхнеудинский остроги. А позже и другие, которые стали центрами ос ...