Транссибирская железнодорожная магистраль

Развитие пароходства способствовало ослаблению остроты транспортной проблемы, но не могло снять ее окончательно. Решение транспортной проблемы сибирские власти связывали со строительством железной дороги. В 80-е годы в русском обществе широко дебатировались вопросы строительства железной магистрали, соединяющей европейский центр страны и Сибирь. В 1891 году было принято окончательное решение о строительстве дороги одновременно с двух сторон – Челябинске и Владивостока. Строительство дороги шло ускоренными темпами. Этому способствовало широкое привлечение частных капиталов. На железнодорожных подрядах вырастали огромные состояния предпринимателей - А. Данилова, Е. Жеголева.

Основной рабочей силой, занятой на строительстве участка дороги около Красноярска, были арестанты, ссыльнопоселенцы. Положение этой категории рабочих резко отличалось от положения вольнонаемных. Задания для них были более интенсивны, а оплата труда намного ниже, чем у других рабочих. Работы проводились, главным образом, на берегу Енисея по устройству мостовой дамбы.

В конце 1895 года строительство рельсового пути на среднесибирском участке железной дороги, в основном, завершено, а 6 декабря в Красноярск прибыл первый поезд. В следующем году были построены здания железнодорожного вокзала, депо, кузнецы и железнодорожные мастерские. Общая площадь построек превысила 1,5 квадратных версты.

Это имело громадное значение для более широкого вовлечения края в экономическую жизнь страны и форм. Новый этап в жизни Красноярска, безусловно связан с проведением через всю Сибирь Великого железнодорожного пути. Рельсовый путь к концу 1895 года пересек Енисейскую губернию с запада на восток. В 1897 году открылось движение пассажирских поездов на линии Новониколаевск (ныне Новосибирск) - Красноярск, а в 1898 году - на линии Красноярск - Иркутск. Она усиливала связь Сибири с общеевропейским и мировым рынком, способствовала росту товарооборота, возникновению новых предприятий, увеличению численности населения вообще, рабочего класса в частности.

30 августа 1896 года в Красноярске состоялось торжественная закладка железнодорожного моста через Енисей, руководил ею инженер-механик Е.К. Кнорре. Мост протяженностью около километра был открыт 28 марта 1899 года. Автор проекта моста профессор Московского инженерного училища Л.Д. Проскуряков получил за него золотую медаль на всемирной выставке в Париже.

Постройка рейсового пути имела исключительное значение для более широкого вовлечения края в экономическую жизнь страны, ставших ударным отрядом сибирского пролетариата в классовых боях в годы первой русской революции.

Специфика экономического развития Сибири в пореформенное время во многом способствовала складыванию здесь особого типа буржуазного предпринимательства. В Сибири в этот период не произошло еще окончательного отделения торгового капитала от промышленного, и для сибирского капиталиста было характерно слияние в одном лице купца и промышленника. Подряды, торгово-ростовщическая деятельность, золотопромышленность являлись благотворной почвой, на которой выросли громадные капиталы красноярских предпринимателей - Кузнецовых, Гадаловых, Даниловых, Щеголевых, Хилковых, Ларионовых и др.

Похожие материалы:

Понятие «край» и «краеведческий документ»
Настоящее время характеризуется небывалым всплеском краеведческой деятельности. Краеведение переживает процесс поиска новых форм, постановки первостепенных задач. Оно приобретает ярко выраженный социально-политический характер, особенно в ...

Спасский храм города Серпухова
Занарское кладбище возникло во второй половине XIX века вдали от жилых построек на городских выгонных землях. Спасская церковь была построена там для утешения мирян в потере ближних. Храм возвели почти за 3 года с 1893 по 1896 на средства ...

Славянские топонимы
На рубеже VIII–IX веков на территорию междуречья началось проникновение славян, и, прежде всего, кривичей, вятичей и новогородских словен. Они пришли двумя потоками переселенцев: один – из Новгорода, другой – с Волыни. В память об этом со ...