Транссибирская железнодорожная магистраль

Развитие пароходства способствовало ослаблению остроты транспортной проблемы, но не могло снять ее окончательно. Решение транспортной проблемы сибирские власти связывали со строительством железной дороги. В 80-е годы в русском обществе широко дебатировались вопросы строительства железной магистрали, соединяющей европейский центр страны и Сибирь. В 1891 году было принято окончательное решение о строительстве дороги одновременно с двух сторон – Челябинске и Владивостока. Строительство дороги шло ускоренными темпами. Этому способствовало широкое привлечение частных капиталов. На железнодорожных подрядах вырастали огромные состояния предпринимателей - А. Данилова, Е. Жеголева.

Основной рабочей силой, занятой на строительстве участка дороги около Красноярска, были арестанты, ссыльнопоселенцы. Положение этой категории рабочих резко отличалось от положения вольнонаемных. Задания для них были более интенсивны, а оплата труда намного ниже, чем у других рабочих. Работы проводились, главным образом, на берегу Енисея по устройству мостовой дамбы.

В конце 1895 года строительство рельсового пути на среднесибирском участке железной дороги, в основном, завершено, а 6 декабря в Красноярск прибыл первый поезд. В следующем году были построены здания железнодорожного вокзала, депо, кузнецы и железнодорожные мастерские. Общая площадь построек превысила 1,5 квадратных версты.

Это имело громадное значение для более широкого вовлечения края в экономическую жизнь страны и форм. Новый этап в жизни Красноярска, безусловно связан с проведением через всю Сибирь Великого железнодорожного пути. Рельсовый путь к концу 1895 года пересек Енисейскую губернию с запада на восток. В 1897 году открылось движение пассажирских поездов на линии Новониколаевск (ныне Новосибирск) - Красноярск, а в 1898 году - на линии Красноярск - Иркутск. Она усиливала связь Сибири с общеевропейским и мировым рынком, способствовала росту товарооборота, возникновению новых предприятий, увеличению численности населения вообще, рабочего класса в частности.

30 августа 1896 года в Красноярске состоялось торжественная закладка железнодорожного моста через Енисей, руководил ею инженер-механик Е.К. Кнорре. Мост протяженностью около километра был открыт 28 марта 1899 года. Автор проекта моста профессор Московского инженерного училища Л.Д. Проскуряков получил за него золотую медаль на всемирной выставке в Париже.

Постройка рейсового пути имела исключительное значение для более широкого вовлечения края в экономическую жизнь страны, ставших ударным отрядом сибирского пролетариата в классовых боях в годы первой русской революции.

Специфика экономического развития Сибири в пореформенное время во многом способствовала складыванию здесь особого типа буржуазного предпринимательства. В Сибири в этот период не произошло еще окончательного отделения торгового капитала от промышленного, и для сибирского капиталиста было характерно слияние в одном лице купца и промышленника. Подряды, торгово-ростовщическая деятельность, золотопромышленность являлись благотворной почвой, на которой выросли громадные капиталы красноярских предпринимателей - Кузнецовых, Гадаловых, Даниловых, Щеголевых, Хилковых, Ларионовых и др.

Похожие материалы:

Заговоры
Заговоры и заклинания – прозаические произведения магического характера и практического назначения. Художественную природу жанра определяет, с одной стороны, связанная с анимизмом стихийная поэтизация древних верований, с другой – важное, ...

Европеизация города
Исторический дух города неуловим, быть может, в целом, но конкретен в деталях. И понимаешь: не сбережем частностей, потеряем целое. Поэтому те страсти, которые горят сегодня по поводу того, каким быть историческому центру, весьма принципи ...

Ильин день
День памяти ветхозаветного святого пророка Илии, который отмечался 20 июля (2 августа). Святой пророк Илия (Илья) жил в Галааде в IX веке до Рождества Христова. Он происходил родом из города Фесвы, отчего и получил своё название Илья Фесв ...