Развитие города Омска

Страница 3

Следующее административно-территориальное деление на территории Омской области произошло уже при Советской власти, 7 декабря 1934 г., когда по постановлению Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета "О разукрупнении Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского краев и об образовании новых областей Сибири" была образована Омская область с центром в городе Омске. В состав Омской области вошли территория бывшей Обско-Иртышской области с национальными округами на севере, 11 районов Челябинской области, 8 районов Западно-Сибирского края и 12 районов бывшего Омского округа. Омская область стала одной из крупнейших областей в Союзе. Она простиралась от берегов Ледовитого океана до степей Казахстана. Территория ее составляла 1,5 млн. км2, население - 2366,6 тыс. чел.

В 1944 г. была образована Тюменская область. К ней отошли северные округа и районы. Территориальные границы Омской области приобрели современные очертания.

В первые годы существования крепости здесь не было ни одного учебного заведения. С открытием в Тобольске гарнизонной школы из Омска и других крепостей Иртышской пограничной линии направлялись дети солдат, драгун, казаков. Обучение в этой школе с 7 до 15 лет было своего рода повинностью служилого класса и приравнивалось к государственной службе.

В 1765 г. гарнизонные школы открываются в Омской, Ямышевской, Бийской и Петропавловской крепостях. Школа в Омской крепости носила статус Главной гарнизонной, в ней обучались 150 детей, количество учеников в остальных школах не превышало 100. В программу обучения включались такие дисциплины, как "Воинский артикул", чтение, письмо, часослов, Псалтырь, арифметика, геометрия.

Образовательная программа России 18 в. предусматривала возможность обучения детей других национальностей и вероисповеданий. По императорскому Указу от 26 апреля 1789 г. в Омске открылось "Азиатское училище" для детей казаков и чиновников-магометан на русской службе, где обучались 25 учеников 10-12 лет, 20 из них изучали татарский, 5 - манчжурский и калмыцкий языки.

23 декабря 1798 г. при гарнизонной школе было открыто военно-сиротское отделение. 1 мая 1813 г. в Омске возникло училище Сибирского казачьего войска. В нем обучались дети военнослужащих, особенно лиц казачьего сословия. Наряду с общеобразовательными предметами, в 7-летний курс обучения вошла дисциплина "Сельское хозяйство". К 1817 г. количество учащихся достигло 300 чел.

В 1828 г. военно-сиротское отделение гарнизонной школы было преобразовано в батальон военных кантонистов, и к нему присоединено "Азиатское училище". В реорганизованном образовательном учреждении открыты учительско-писарские классы, отделение мастеровых. 5 января 1846 г. батальон преобразован в Сибирский кадетский корпус, ставший в середине 19 в. одним из лучших военно-учебных заведений России. Среди преподавателей корпуса были такие известные личности, как И.В. Ждан-Пушкин, К.К. Гутковский, В.П. Лободовский. Здесь обучались Г.Н. Потанин, Ч.Ч. Валиханов.

В 1854 г. открылась Ильинская мужская приходская школа для мальчиков, в 1858 г. - уездное училище и школа при детском приюте "Надежда", преобразованном впоследствии в пансион Омской женской гимназии. В 1861 г. возникло женское училище II разряда.

По распоряжению генерала Шпрингера в 1764 г. при военной чертежне был организован "оперный дом", ставший первым учреждением культуры в городе. В течение 60-90-х гг. 18 в. балы, маскарады и вечера для купцов, мещан, казаков проводились в помещении гарнизонной школы. Для простого люда на ярмарках устраивались балаганы с Петрушкой, выступали шарманщики, "бухарцы" с обезьянами, цыгане с медведями. В солдатских казармах шли театрализованные представления без сцены. Своего рода художественная самодеятельность была развита и в кадетском корпусе.

Центрами прогрессивной омской интеллигенции были семьи преподавателя кадетского корпуса К.К. Гутковского, советника Главного управления Западной Сибири Я.Ф. Капустина. Здесь собирались образованные чиновники, молодые офицеры, ссыльные декабристы и петрашевцы, которые оказывали большое влияние на культурную жизнь города.

До середины 19в. в городе было 4 церковных библиотеки и библиотека Омского кадетского корпуса. Первая публичная библиотека открылась в 60-х гг. 19 в. В 1887 г. была открыта библиотека "Общества попечения о начальном образовании", в1899 г. - общегородская библиотека им. Пушкина, действующая и поныне.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Региональные особенности миграционных процессов в сельских районах Ставропольского края
Исследуя графики коэффициента миграционного прироста сельских районов Ставропольского края, я объединила районы в группы по наиболее характерным признакам. Так я выделила 4 группы. В первую группу будут входить районы, для которых характе ...

Заселение округи Городца
Городецкая округа – не только один из первых освоенных колонистами районов Нижегородского Поволжья, но и одна из наиболее компактно заселённых в XII–XV веках его областей. Древнерусские сельские поселения, расположены на левом берегу Волг ...

Вологда в памятниках архитектуры XVII в. Церковь Константина и Елены, Спасо-Всеградский собор. Легенда о моровой язве
Церковь Константина и Елены, построенная в 1690 г., - один из лучших памятников Вологды. Архитектура храма выполнена в характерном для второй половины XVII в. стиле узорочья, особенно ярко сказавшемся в зодчестве Москвы и Ярославля. Необы ...