Города Южного Казахстана

Страница 4

Название Ясы в письменных источниках впервые появляется в середине XIII в. в связи с поездкой в 1255 г. армянского царя Гетума в ставки монгольских ханов Батыя и Мунке.

Ясы становится центром области Шавгар. Название Ясы не упоминается в источниках, описывающих завоевания Чингисхана. Предполагается, что город сдался монголам без сопротивления. После раздела монгольского государства на уделы, Ясы вместе с территорией Южного и Юго-Восточного Казахстана вошли в улус Чагатая. С начала XIV в. на них стали претендовать правители Ак-Орды. Пользуясь сложностью внутреннего положения Чагатаидского государства, Ак-Ординские ханы захватили низовья и среднее течение Сырдарьи и с городами Ясы, Сауран, Янгикент, Отрар и другие.

Туркестан в XVI - XVIII вв. Туркестан был столицей Казахского ханства. Казахские ханы осознавали геополитическую и духовную значимость этого города для сплочения кочевых племен, входивших состав молодого государственного образования. Туркестан и его величественный памятник связывается с идеей казахской государственности.

Внутри комплекса были погребены такие известные в истории люди, как Абулхайр, Рабига Султан-бегим, Жолбарыс-хан, Есим-хан, Ондан-султан (сын Шыгай-хана), Аблай-хан, Каз дауысты Казбек-би и многие другие.

После вхождения в состав Казахского ханства всей территории Средней Сырдарьи резиденцией казахских ханов становится г. Яссы - Туркестан, который стал к этому времени крупнейшим торговым и ремесленным центром.

Для Есим-хана был выстроен особый мавзолей перед главным порталом комплекса Ходжа Ахмеда Яссави. На этом же кладбище находился не сохранившийся до наших дней мавзолей другого сына Шигая-хана Ондан султана, упомянутый Кадырали-беком в "Джами ат-таварих". Однако пока самым ранним надгробным памятником, связанным с правящим родом казахов в Туркестане, остается надмогильный камень Аманбике. Судя по эпитафии, она дочь основателя Казахского ханства - Джанибека, скончалась в 925 г. по хиджре (1519 г.).

В Туркестан, к казахским ханам направлялись посольства из соседних государств. Наиболее полно сохранилась запись русского посольства к Тауке хану, прибывшему в Туркестан 22 июля 1694 г. Туркестан был не только резиденцией казахских правителей. Здесь проводились собрания высшей казахской знати по решению важнейших государственных вопросов. Проведение в Туркестане собраний высшей знати в более поздние времена зафиксированы документально. В Туркестане проходили торжественные церемонии возведения на престол казахских ханов. Так, в 1737 г. ханом был избран султан Абулмамбет. Согласно сообщению батыра Джанибека, Абулмамбет "сын бывшего Пулат-хана и будучи-де он в прошлом году в Туркестане от знатнейших киргиз-кайсацких родов яко Аргинского, Актайского, Увактирейского и от других удостоен в ханы .". Туркестан был выбран политическим центром Казахского ханства. Город располагался на стыке кочевой и оседлой культур, на пересечении торговых путей, имел мощные крепостные стены.

Сауран

Одним из наиболее известных средневековых городов Средней Сырдарьи является Сауран. Его остатки, сохранившие прежнее название, находятся в 35 км северо-восточнее от современного г. Туркестана. Первые упоминания о городе относятся к X в. Макдиси характеризовал его так: «Сауран (Савран, Сабран) – большой город, окруженный семью стенами одна за другой, а в нем есть рабад, соборная мечеть находится во внутреннем городе. Он – пограничная крепость против огузов и кипчаков».

В середине XIII в. Сауран под названием «Савран» указан в маршрутнике армянского посла Гетума – в одном ряду вместе с Сыгнаком (Сгнахом), Харчуком (Карачуком) и Асоном (Яссы).

При Джучидах, в первой половине XIV в., Сауран был даже столичным центром Кок-Орды. В городе похоронен умерший в 1320 г. правитель Кок-Орды Сасы-Бука. Его сын Эрзен строил в Сауране и других городах медресе, ханаки, мечети. Роль столичного центра Сауран сохранял и в последующее время. В 80-е гг. XV в. городом управлял Иренче-султан, сын одного из первых казахских ханов – Джанибека. Ценные сведения о городе содержатся в мемуарах поэта и писателя Васифи, жившего здесь в 1514–1515 гг.

Жизнь в Сауране продолжалась вплоть до середины XVIII в., в это время город превратился в «мелкое местечко около Туркестана».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Социализация носителей этнокультуры
Познание роли и места этничности в современном обществе несет и глубоко личностный смысл. Каждый человек в течение своей жизни неоднократно пытается ответить на простой вопрос: "Кто я?" Смысл этого вопроса и скрывается в невозмо ...

Молчан и Косьва
В позапрошлом веке, вероятно, в такой же погожий летний день, эта деревня встретила проезжавшего через нее академика Лепехина легким дымком, который, как он отметил, "везде курился для прогнания оводу, который в несказанном множеств ...

Омск как колыбель сибирского областничества
В 1848 году генерал-губернатор П.Д. Горчаков сообщает в Петербург о тревожных симптомах в мыслях сибирской интеллигенции, которая полагает, что богатства Сибири должны составлять достояние местного населения, а не расхищаться царскими сан ...