Города Южного Казахстана

Страница 1

Испиджаб (Сайрам)

Испиджаб - крупнейший, центральный город на Великом Шелковом Пути. Впервые он упоминается в маршрутнике Сюань Цзяня 629 г. как "город на Белой реке". Позднее Махмуд Кашгарский сообщает: "Сайрам - название белого города (Ал-Мединат ал-Байда), который называется Испиджаб. Про него говорят также Сайрам". Этимология топонима Испиджаб в значении "белая вода" предложена исследователями на основе согдийского языка. Город под названием Сайрам дожил до настоящего времени, и нет сомнения в том, что городище на его территории соответствует средневековому Испиджабу. Городище Сайрам датируется I - XIX вв. н.э. В Сайраме огромное изобилие мазар (святых могил). Следующие мазары существуют до сих пор: родители выдающегося поэта и религиозного мистика X.А. Яссави Карашаш ана (XVIII в.), Ибрагим ата (XIII-XIX вв.), Абдел Азиз Баба (XV-XIX вв.), Ходжа Талиг (XIII-XIX в.в.), Мирали Баба (конец ХГХ-ХХ вв.), Средневековый минарет Хызр (XIII-XIX вв.)

Испиджаб был одним из ключевых торговых пунктов Шелкового Пути на территории Южного Казахстана. По свидетельству арабского летописца, в городе располагались рынки, на которых торговали тканями, крытые торговые ряды, мечети.

Местоположение Сайрама ученые связывают с древним городом Исфиджабом. Зарождение и становление Исфиджаба было вызвано не только удобным экономическо-географическим положением. Находившийся на перекрестье караванных дорог, город стал ремесленно-торговым центром и опорной базой ислама, откуда новая мусульманская религия распространялась в степные районы. В книге путешествий Сюан-Цзяна (629 г.) он назван как город у реки Сайрам-Ак. Как Исфиджаб он известен по более поздним сообщениям Махмуда Кашгари, относящимся к XI веку. Вокруг Исфиджаба было сконцентрировано множество городов и более мелких поселений, об этом писал в X веке аль-Истархи. Его сооружения были возведены из глины, базары полны фруктов, на них много ремесленной продукции и других полезных вещей. В окрестностях много городов и селений. В их числе Манкент, Джумишлагуд, Газгерт, Харлуг. Вместе с близлежащими городами и поселениями Исфиджаб-Сайрам был самым густонаселенным районом региона. Он пополнялся и рос за счет кочевых тюркских народов, переходивших к оседлому образу жизни.

В городах успешно развивается прикладное искусство. В IX-X вв. в Исфиджабе и других населенных пунктах, расположенных на территории сегодняшнего Южного Казахстана, городские умельцы научились делать поливную керамику. Бурное развитие получило искусство изготовления прикладных вещей из железа и меди, совершенствовалось мастерство ювелиров. Исфиджаб становится центром крупного земледельческого района. Горожане выращивают хлеб, овощи и фрукты. Держат крупный рогатый скот, занимаются овцеводством. Вплоть до XIII в., когда началось монгольское нашествие, Исфиджаб процветал.

Для своего времени Сайрам был хорошо укреплен. Основная часть города окружена очень высокими стенами.

Крепость располагалась с восточной стороны. Являясь на протяжении долгого времени крепостным форпостом, Сайрам сумел сохранить до наших дней средневековую планировку восточных городов. В древнем городе с четырех сторон находились ворота, расположенные друг против друга и соединенные между собой широкими, прямыми улицами. В X веке они назывались: Нуджакетские ворота, ворота Фар ханы, ворота Саианрасы и Бухарские. В начале XX столетия северные ворота Сайрама звались Бельдарбаза, с внешней стороны их защищали глинобитные минареты. Южные ворота называли Базарными, восточные - Карамуртинскими, западные - Шымкентскими. Население Сайрама было разнородным. Среди жителей города встречались потомки древних тюрков и ирано-язычных народов. К XVII веку городская культура на территории современного Южного Казахстана постепенно пришла в упадок. В результат борьбы за сырдарьинские города и из-за междоусобных войн, которые вели в XV-XVI вв. враждующие феодальные правители Мавераннахра и Дешт-и-Кипчака, запустение коснулось и Сайрама.

В конце XIX столетия, в результате роста, город вышел за пределы крепостных стен. Хозяйственные постройки и помещения вблизи жилья, которые занимали довольно обширное место, были глинобитными либо строились из сырцовою кирпича. Для возведения же домов использовался обожженный кирпич и необработанный камень. Главные улицы города, пересекаясь в центре, соединялись у здания Пятничной мечети. Среди других городских сооружений мечеть особо выделялась изяществом своей архитектуры. Она была построена в конце XIX века и просуществовала до 1928 года. В контурах и облике Шахарстана - исторического центра Сайрама и сердца прежнего города - ясно угадываются следы схематично сохранившихся древних направлений главных городских улиц. Исторический центр Сайрама представляет собой памятник культуры городского строительства IХ-ХIХ столетий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Фазы этногенеза
Каждый этнос проходит в своём развитии ряд фаз: фазу подъёма (примерно первые 300 лет существования этноса от момента пассионарного толчка), акматическую фазу (300-600 лет), фазу надлома (600-800 лет), инерционную фазу (800-1000 лет), фаз ...

Первый спас
Народное название праздника православной церкви, посвящённого Иисусу Христу – Спасителю (Спасу), который отмечается 1/14 августа. В церковной традиции в этот день совершается два торжества: Происхождение Честных Древ Животворящего Креста ...

Топонимы периода последних Рюриковичей
В XV веке грамотой государя Василия III волостное сельцо Судогда отдано «на кормление» московскому боярину Карамышеву. Отныне, он один был властен не только собирать разные подати и пошлины с населения, но и распоряжаться судьбой местных ...