Локализация городов Южного Казахстана

Страница 2

Этимологию топонима Отрар предложил в свое время Н.С. Лыкошин. По его мнению, ее можно объяснить исходя из тюркского «ут» в значении «огонь», «пепелище». Возможны и другие толкования. Так, в языке огузов существовали понятия, связанные с длительными остановками, стоянками. Среди них «тураси йер», напоминающее по значению Турар и Отрар.

В X в. главным городом округа Фараб становится Кедер. Причем источники подчеркивали, что Кедер был новым городом, и устройство в нем соборной мечети вызвало междоусобные войны. На основании близкого сходства керамики X-XII вв. из Отрара и городища Куйрук-тобе высказано мнение, что Кедер был новым городом по отношению к старому - Отрару и что переселение ремесленников из старого центра в новый могло вызвать столь близкое сходство материалов. Сейчас получены новые доказательства в пользу тождества Кедер - Куйрук-тобе. Раскопки на городище открыли пока единственную в Южном Казахстане соборную мечеть X-XII вв., из-за которой, видимо, и произошла междоусобица в округе.

Название Кедер исчезает со страниц арабо-персидской литературы в XI в. Как свидетельствуют археологические данные, именно к этому времени относится упадок Куйрук-тобе. В начале XII в. столица вновь перемещается в Отрар. Об этом говорят легенды монет с именем Мухаммеда б. Текеша, найденных при раскопках Отрара. Они были выпущены в 1216-1218 гг. в Отраре.

В округе Отрар - Фараб находились еще два города. На левом берегу Сырдарьи в двух фарсахах ниже Кедера стоял город Весидж. Его локализация на месте городища Оксус наиболее вероятна, ибо другого крупного городища со слоями IX-XI вв. здесь нет.

По нашему мнению, к Фарабу - Отрару следует причислить город Бурух. Согласно ал-Макдиси, «Бурух - старый (большой) город, соборная мечеть на рынке». В 30 км северо-восточнее Отрара находится городище Бузук. Оно возникло в первые века н. э. и существовало до XV в. Думается, что аргументом в пользу их идентичности может служить и сходство названий Бурух - Бузук.

Ниже Отрара по Сырдарье находился округ Шавгар с одноименным центром. В. В. Бартольд помещал Шавгар в районе Туркестана. Город Шавгар был отождествлен в свое время с городищем Чуйтобе, расположенным в 8 км юго-восточнее Туркестана. В переводе с согдийского Шавгар означает «Черная гора». Расположение городища в предгорьях Каратау (Черных гор) может служить дополнительным аргументом в пользу тождества Чуйтобе - Шавгар.

В XII в. центром Шавгара становится город Ясы. Данные источников подтверждаются находками монет, чеканенных от имени хорезмшаха Мухаммеда б. Текеша и городе Ясы. Ясы локализуется на месте городища, расположенного на территории современного Туркестана.

В округе Туркестана находились города Шагильджан, Карнак, Карачук. Название Шагильджан до сих пор сохранилось в названии современного села Шага, расположенного в 20 км северо-восточнее Туркестана. Городище, которое находится здесь, датируется IX- XVIII вв.

Карнак впервые назван Махмудом Кашгарским в списке городов огузов. Он прославился как город, связанный с выплавкой цветных металлов. В свое время его отождествляли с городищем Садык (Сейдак) -Ататобе у села Чорнак. Городище дожило лишь до VIII в. и, следовательно, никак не могло соответствовать Карнаку. Город, бесспорно, локализовался на месте городища Ишкан в селе Атабай, которое до недавнего времени сохраняло свое древнее название Карнак.

Карачук тоже впервые назван Махмудом Кашгарским: «Карачук- название Фараба, а это название города гузов». Позднее город упоминается в разных источниках. Локализовать город позволяет сохранившееся до сих пор название речки Карачик, на берегу которой расположено два крупных городища - Тортколь I и Тортколь II. Первое из которых датируется VI-XII вв., второе - XIII-XIX вв. В 35 км северо-западнее Туркестана находится городище, которое сохранило название Сауран, т.е. одного из наиболее известных городов средневекового Казахстана. Город Сауран появляется в источниках X в. Судьба города в период монгольского нашествия неизвестна, но уже в середине XIII в. о нем пишет Гетум I. До середины XVIII в. Сауран играет важную роль в истории Туркестана.

Сохранившееся древнее название городища как будто бы не вызывает сомнения, что Сауран был именно на этом месте. Но более детальное обследование памятника свидетельствует о том, что он не имеет слоев раньше XIII в. Значит, домонгольский Сауран следует искать в другом месте. Город, как ни один другой, судя по описаниям ал-Макдиси, имел сложную систему фортификации: «Сауран - большой (город), окруженный семью стенами, одна за другой .». В топографии же городища Сауран отмечена лишь одна стена.

Наиболее подходящим пунктом для локализации Саурана является городище Мейрам-тобе. Городище находится точно напротив Саурана, в 15 км к западу. Топография его отлична от других сырдарьинских городищ. Центральная часть - четырехугольное в плане укрепление размером 200x210 м с башнями по углам и периметру. Она как бы вписана в следующие один за другим на расстоянии 200, 400 и 500 м четырехугольники из валов с башнями. Вокруг каждого четырехугольника прослеживаются глубокие рвы. Сложная система укрепления, состоящая из четырех стен и такого же числа рвов, иллюстрирует описание Саурана как «пограничной крепости против гузов и кимаков». Датируется городище первыми веками н. э. - XIII-XV вв. Таким образом, представляется возможным локализовать Сауран домонгольского времени на левом берегу Сырдарьи и идентифицировать его с городищем Мейрам-тобе, тогда как Сауран XIII-XVIII вв. соответствует одноименному памятнику.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы: