Локализация городов Южного Казахстана

Страница 2

Этимологию топонима Отрар предложил в свое время Н.С. Лыкошин. По его мнению, ее можно объяснить исходя из тюркского «ут» в значении «огонь», «пепелище». Возможны и другие толкования. Так, в языке огузов существовали понятия, связанные с длительными остановками, стоянками. Среди них «тураси йер», напоминающее по значению Турар и Отрар.

В X в. главным городом округа Фараб становится Кедер. Причем источники подчеркивали, что Кедер был новым городом, и устройство в нем соборной мечети вызвало междоусобные войны. На основании близкого сходства керамики X-XII вв. из Отрара и городища Куйрук-тобе высказано мнение, что Кедер был новым городом по отношению к старому - Отрару и что переселение ремесленников из старого центра в новый могло вызвать столь близкое сходство материалов. Сейчас получены новые доказательства в пользу тождества Кедер - Куйрук-тобе. Раскопки на городище открыли пока единственную в Южном Казахстане соборную мечеть X-XII вв., из-за которой, видимо, и произошла междоусобица в округе.

Название Кедер исчезает со страниц арабо-персидской литературы в XI в. Как свидетельствуют археологические данные, именно к этому времени относится упадок Куйрук-тобе. В начале XII в. столица вновь перемещается в Отрар. Об этом говорят легенды монет с именем Мухаммеда б. Текеша, найденных при раскопках Отрара. Они были выпущены в 1216-1218 гг. в Отраре.

В округе Отрар - Фараб находились еще два города. На левом берегу Сырдарьи в двух фарсахах ниже Кедера стоял город Весидж. Его локализация на месте городища Оксус наиболее вероятна, ибо другого крупного городища со слоями IX-XI вв. здесь нет.

По нашему мнению, к Фарабу - Отрару следует причислить город Бурух. Согласно ал-Макдиси, «Бурух - старый (большой) город, соборная мечеть на рынке». В 30 км северо-восточнее Отрара находится городище Бузук. Оно возникло в первые века н. э. и существовало до XV в. Думается, что аргументом в пользу их идентичности может служить и сходство названий Бурух - Бузук.

Ниже Отрара по Сырдарье находился округ Шавгар с одноименным центром. В. В. Бартольд помещал Шавгар в районе Туркестана. Город Шавгар был отождествлен в свое время с городищем Чуйтобе, расположенным в 8 км юго-восточнее Туркестана. В переводе с согдийского Шавгар означает «Черная гора». Расположение городища в предгорьях Каратау (Черных гор) может служить дополнительным аргументом в пользу тождества Чуйтобе - Шавгар.

В XII в. центром Шавгара становится город Ясы. Данные источников подтверждаются находками монет, чеканенных от имени хорезмшаха Мухаммеда б. Текеша и городе Ясы. Ясы локализуется на месте городища, расположенного на территории современного Туркестана.

В округе Туркестана находились города Шагильджан, Карнак, Карачук. Название Шагильджан до сих пор сохранилось в названии современного села Шага, расположенного в 20 км северо-восточнее Туркестана. Городище, которое находится здесь, датируется IX- XVIII вв.

Карнак впервые назван Махмудом Кашгарским в списке городов огузов. Он прославился как город, связанный с выплавкой цветных металлов. В свое время его отождествляли с городищем Садык (Сейдак) -Ататобе у села Чорнак. Городище дожило лишь до VIII в. и, следовательно, никак не могло соответствовать Карнаку. Город, бесспорно, локализовался на месте городища Ишкан в селе Атабай, которое до недавнего времени сохраняло свое древнее название Карнак.

Карачук тоже впервые назван Махмудом Кашгарским: «Карачук- название Фараба, а это название города гузов». Позднее город упоминается в разных источниках. Локализовать город позволяет сохранившееся до сих пор название речки Карачик, на берегу которой расположено два крупных городища - Тортколь I и Тортколь II. Первое из которых датируется VI-XII вв., второе - XIII-XIX вв. В 35 км северо-западнее Туркестана находится городище, которое сохранило название Сауран, т.е. одного из наиболее известных городов средневекового Казахстана. Город Сауран появляется в источниках X в. Судьба города в период монгольского нашествия неизвестна, но уже в середине XIII в. о нем пишет Гетум I. До середины XVIII в. Сауран играет важную роль в истории Туркестана.

Сохранившееся древнее название городища как будто бы не вызывает сомнения, что Сауран был именно на этом месте. Но более детальное обследование памятника свидетельствует о том, что он не имеет слоев раньше XIII в. Значит, домонгольский Сауран следует искать в другом месте. Город, как ни один другой, судя по описаниям ал-Макдиси, имел сложную систему фортификации: «Сауран - большой (город), окруженный семью стенами, одна за другой .». В топографии же городища Сауран отмечена лишь одна стена.

Наиболее подходящим пунктом для локализации Саурана является городище Мейрам-тобе. Городище находится точно напротив Саурана, в 15 км к западу. Топография его отлична от других сырдарьинских городищ. Центральная часть - четырехугольное в плане укрепление размером 200x210 м с башнями по углам и периметру. Она как бы вписана в следующие один за другим на расстоянии 200, 400 и 500 м четырехугольники из валов с башнями. Вокруг каждого четырехугольника прослеживаются глубокие рвы. Сложная система укрепления, состоящая из четырех стен и такого же числа рвов, иллюстрирует описание Саурана как «пограничной крепости против гузов и кимаков». Датируется городище первыми веками н. э. - XIII-XV вв. Таким образом, представляется возможным локализовать Сауран домонгольского времени на левом берегу Сырдарьи и идентифицировать его с городищем Мейрам-тобе, тогда как Сауран XIII-XVIII вв. соответствует одноименному памятнику.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Еврейская свадьба
По иудейскому религиозному закону, процедуру бракосочетания может провести любой грамотный еврей. Перед свадьбой проходит «инструктаж невесты» – это беседа грамотной религиозной женщины с невестой о том, что такое супружеская жизнь с точк ...

Ремесло в городе
Городское ремесло Кузнечное дело Обработка железа в городах древней Руси отличалась от деревенской большей сложностью, большим искусством мастеров, большей разветвленностью этого ремесла. Выплавка железа велась, судя по данным Райков ...

Материальная культура караимов
Национальный костюм Стиль одежды крымских караимов - восточный, столь характерный в прошлом для коренных жителей Крыма. Немало общего было в костюмах крымских татар, греков, армян, крымских цыган и других поселенцев, веками живших бок об ...