Механизм этногенеза как инструмент исследования этнокультуры

Страница 1

Механизм этногенеза как инструмент исследования этнокультуры

Л.Н. Гумилёв рассматривал этнос как маргинальное образование, находящееся на стыке социального и природного миров и являющееся их связующим звеном. Этнос – это динамическая система, с одной стороны – верхнее звено биоценоза своего ландшафта, с другой – часть социума, общественного организма, который составляют реальные живые люди, члены тех или других сообществ. Понятие этноса не совпадает ни с биологическим понятие расы, ни с социальным понятием национальности. Этносы возникают, развиваются и исчезают, проходя в своем развитии закономерные фазы этногенеза. Этнос – не состояние, а момент процесса, т.е. этнос имеет возраст.

В силу своей природы, этнос после жизни оставляет след как в памяти, фиксируемый историей, так и на поверхности Земли, в ее ландшафтах. Поэтому этнология, основы которой заложены Л.Н. Гумилёвым, развивается как самостоятельная дисциплина на стыке наук гуманитарных (история) и естественных (география), привлекая арсеналы обеих, но отнюдь не подменяя ни ту, ни другую.

Историческое развитие, связанное с эволюцией общественного сознания, идет в обществе и спонтанно, следствием чего являются смена общественно-экономических формаций. Процессы этногенеза протекают в биосфере и дискретно, в результате чего возникают и исчезают этносы. Оба явления взаимодействуют между собой, но не определяют друг друга. Политическая история привлекается этнологией как вспомогательная дисциплина, воспроизводящая последовательность исторических политических событий, само совершение которых невозможно без затрат реальной физической энергии организмами живых людей, а также без способности и желания таких затрат. Для объяснения этой чисто энергетической стороны действия системы этноса Л.Н. Гумилёвым предложено понятие пассионарности – эффекта биогеохимической энергии живого вещества биосферы – энергии, открытой В.И. Вернадским. Пассионарная энергия и является той формой энергии, которая поддерживает системные связи этноса, обеспечивает его жизнедеятельность и устойчивость и тратится в процессе этногенеза. Механизм этногенеза вкратце можно описать следующим образом.

Этнос зарождается в пассионарной популяции, образовавшейся в результате мутации – пассионарного толчка.

Признак пассионарности – поведенческий, свидетельствующий о наличии у его носителя идеала как такового и о его желании достичь этот идеал (цель) даже вопреки инстинкту самосохранения (индивидуального и видового). Как биологический инстинкт, пассионарность противостоит самосохранению и зачастую ведет к преждевременной гибели индивида. Каждый человек обладает пассионарностью, но уровни ее у разных людей различны. Этногенез – это процесс отбора, идущего до равновесного состояния – гомеостаза, в котором находится большинство этносов биосферы. Процесс этот, если он не обрывается внезапно извне, идет 1200–1400 лет (от пассионарного толчка до гомеостаза), т.е. 60–70 поколений.

Мутационная природа пассионарного толчка явственно следует из того, что пассионарные популяции появляются на поверхности Земли не произвольно, а одновременно в отдаленных друг от друга местах, которые располагаются в каждом таком эксцессе на территории, имеющей контуры протяженной узкой полоски и геометрию геодезической линии, или натянутой нитки на глобусе, лежащей в плоскости, проходящей через центр Земли. Это говорит, в свою очередь, о том, что центрально-симметричные поля Земли определяют геометрию пассионарного толчка. Таким полем, скорее всего, может быть электромагнитное поле, а следовательно причиной мутации должен быть внешний энергетический источник, с излучением которого это поле взаимодействует.

Образование нового этноса происходит в полиэтнической среде и на границе ландшафтов, где системные связи неустойчивы. На первом этапе образования этноса происходит выделение из популяции пассионарие-мутантов, образующих системы, связанные общностью судьбы ее членов – консорции. Консорции появляются на протяжении всей жизни этноса: они возникают и исчезают в течение жизни ее членов. Но если консорция одновременно становится конвиксией – системой людей, связанных общностью жизни, то стереотип поведения, выработанный ею, может превратиться в субэтнос – подсистему этноса, противопоставляющую себя как целостность этносу, внутри которого она возникла. Если субэтносу удается навязать свой стереотип поведения другим субэтносам, он превращается в этнос и даже суперэтнос, если ему удается установить системные отношения с соседними этносами из общей этноландшафтной зоны.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Промышленность и транспорт
Невский район исторически сформировался, как насыщенная предприятиями промышленная зона. Здесь выпускаются газовые турбины, судовые механизмы, дизельные двигатели, строительная техника, изделия стройиндустрии, лаки, краски, ткани, фарфор, ...

Мифология адыгов
В адыгской мифологии основные сюжеты и мотивы, образы и пред-ставления которой вобрал в себя нартский эпос, имеются определенные представления о космогонии. Отражение их носит своеобразный характер. Если во многих мифологиях конкретные ак ...

Первый спас
Народное название праздника православной церкви, посвящённого Иисусу Христу – Спасителю (Спасу), который отмечается 1/14 августа. В церковной традиции в этот день совершается два торжества: Происхождение Честных Древ Животворящего Креста ...