Пушкин на Южном Урале

Страница 2

Александр Сергеевич был суеверным, верил приметам. Если ему дорогу перебегал заяц, он иногда возвращался или продолжал путь другой дорогой. Вот как об этом он пишет жене, Наталье Николаевне: «…Только выехал на большую дорогу, заяц перебежал мне ее. Черт его побери, дорого бы дал я, чтобы его затравить. На третьей станции стали закладывать мне лошадей – гляжу, нет ямщика – один слеп, другой пьян и спрятался. Пошумев изо всей мочи, решился я возвращаться и ехать другой дорогой…Дорого бы дал, чтобы быть борзой собакой: уж этого зайца я бы отыскал. Теперь опять еду другим трактом…»

Наконец-то 18 сентября Пушкин приехал в Оренбург.

В Златоусте в то время работал П.П. Аносов – выдающийся ученый–металлург.

Он получил высококачественную булатную сталь, секрет которой был утерян еще во времена Александра Македонского. На эти годы приходится и расцвет в золотодобывающей промышленности.

Миасские и чебаркульские старатели добывали в год до 1200 кг золота.

В 1837 году Перовский (губернатор Оренбурга) сопровождал Александра II в поездке по Уралу. Вместе с ними были поэт В.А. Жуковский, В.И. Даль и другие. Они совершили восхождение на одну из вершин Уральского хребта. Многие чебаркульцы там бывают и сейчас, она называется Александровской сопкой.

В Оренбурге Пушкин встретился в В.И. Далем, который вызвался ознакомить поэта с «пугачевскими достопримечательностями» в Оренбурге и Берде. В Берде с Далем Пушкину был один день. Встречи с участниками пугачевского восстания были очень интересны.

С Уралом связан и замысел Пушкина написать сказку о золотой рыбке. Тему и основной ход сказки подсказал поэту во время его пребывания в Оренбурге, видимо, В.И. Даль, служивший здесь чиновником при военном генерал–губернаторе. Предположение это подтверждается дарственною надписью, сделанной Пушкиным на рукописи «Сказки о рыбаке и рыбке»: «Твоя от твоих. Сказочнику казаку Луганскому сказочник Александр Пушкин». Поездка Пушкина на Южный Урал имела большое значение для поэта. Она помогла ему придать конкретные формы и историческую ценность его исследовательскому труду о Пугачеве. После просмотра Николаем I роман «История Пугачева» вышел в свет в конце 1834 года под заглавием «История пугачевского бунта». Этим самым Пушкину дано было понять, что «бунтовщики» и «мятежники», вроде Пугачева, не заслуживают того, чтобы писать о них истории.

Пушкин в предисловии к «Истории Пугачева» пишет: «…Будущий историк коему позволено будет распечатать дело о Пугачеве, легко исправит и дополнит мой труд – конечно, несовершенный, но добросовестный».

Много довелось испытать в своей жизни Емельяну Пугачеву. Воевал с пруссаками и турками, за храбрость был произведен в звание хорунжего. Затем бежал на Кавказ, на реку Терек, где был избран станичным атаманом и послан в Петербург с прошением от терских казаков. Но по пути он был опознан и схвачен. И вновь ушел в бега, окончательно стал бесприютным странником. Поздней осенью 1772 года Пугачев появился на уральской реке Яик, где и поднял восстание.

Отношение Александра Пушкина к предводителю восставших было противоречивым. Будучи дворянином, он знал о жестокости, с которой Пугачев относился к представителям его сословия. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» - восклицал он на страницах «Капитанской дочки». Но восприимчивая душа поэта не могла остаться глухой к затаенной народной любви. Устами главного героя повести Петруши Гринева Пушкин говорил о Пугачеве: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом и злодеем для всех, кроме меня одного. Зачем не сказать истины? В эту минуту – сильное чувство влекло меня к нему».

Современные историки высоко оценили труд Пушкина.

Хотя и не долго пробыл Пушкин на Южном Урале, но мы ему благодарны. Эта поездка подарила нам «Историю Пугачева» и «Капитанскую дочку».

Страницы: 1 2 

Похожие материалы:

Культура Красноярска в годы Перестройки
Бурный рост промышленного потенциала Красноярска в период предшествующий Перестройке (1960-70-е гг.) сопровождался развитием и обогащением культурно-духовной сферы жизни. Вместе со всей страной красноярцы завершили в 70-е гг. переход к вс ...

Третий Спас
Третий Спас – народное название праздника православной церкви, посвящённого Иисусу Христу_ Спасителю (Спасу), который отмечается 16/29 августа. Установлен церковью, в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (уб ...

Растительный мир Висимского заповедника
Флора заповедника в видовом отношении достаточно богата, она насчитывает около 400 видов высших сосудистых растений. Особенного богата флора луговых сообществ. Хотя луга занимают только 3,3% площади заповедника. Разнообразна флора темнохв ...