Основные вехи развития округа, храмовое строительство во второй половине XVIII в. – первой половине XIX в.
По этому поводу Белов замечал, что после 20 лет безрезультатного ожидания владельцев, они явились как снег на голову. Почти два месяца шли приготовления к приезду: был отремонтирован господский дом и неисправные мосточки, куплены дрессированные лошади, коляска, наняты кучера и форейторы, заказаны горшки ветвистых и высоких виноградных лоз, резеды, гелиотропов и камелий. К Петрову дню были приглашены театральные музыканты из Екатеринбурга. Управляющему поступило предложение от дрессировщика Р. Гуерра приехать в Тагил на три месяца давать представления. Приезд владельцев становился, таким образом, все более парадным и увеселительным мероприятием. Гости прибыли в середине июня. Их встречали хлебом-солью в деревне Анатольской, расположенной на границе демидовских владений. Туда были отправлены священник, приказчики и рабочие за отличия, награжденные почетными кафтанами. В Тагиле Аврору Карловну со свитой встречали приказчики и духовенство у кафедрального собора. Вновь поднесли хлеб-соль и рапорт о благосостоянии завода. Мужикам было приказано стоять по сторонам дороги рядами, не сходя с места на место и не собираясь толпами посреди улицы. 3 июля была запланирована дальняя поездка на Усть-Уткинскую пристань на реке Чусовой. В тот день после обеда владельцы отправились в дорогу и вечером прибыли в Висимо-Уткинский завод, где им была приготовлена на ужин простокваша и чай. Переночевав, они прибыли на пристань, где для них подготовили особое представление – отправку каравана с металлами. На обратном пути в Тагил были осмотрены еще три завода. На одном из них – Черноисточинском – владельцы приняли участие в открытии канала, построенного крепостным гидротехником К.К. Ушковым, получившим тогда вольную из рук самой владелицы. Аврора Карловна добросовестно и искренне исполняла роль попечительной владелицы. Она была необыкновенно ласкова со всеми и входила во всевозможные мелочи заводского быта: крестила детей у рабочих, была посаженной матерью на свадьбах, дарила приданое бедным невестам и так далее, – свидетельствовал Д.Н. Мамин-Сибиряк. камелия древовидная
31 июля на Выйском заводе состоялось еще одно торжественное событие: владелица открыла там детский приют, названный в ее честь Авроринским. Первое в России подобное учреждение, сочетавшее в себе черты детского сада, интерната и начальной школы, было создано еще 12 лет назад А.Н. Демидовым при основанном им Петербургском Доме трудолюбия. В последующие годы в Нижнетагильском округе открылось еще три таких заведения, а в 1853 году основан дом для призрения осиротевших и незаконнорожденных детей. По оценке специалиста, столь гуманной системы поддержки семьям малообеспеченных мастеровых не было ни в одном другом частном округе Урала89. Кроме оказания практической помощи, эти мероприятия были призваны поддерживать и укреплять культ владельцев среди заводского населения, являвшийся важнейшим атрибутом эффективной патерналистской политики.
Крупная горнозаводская промышленность оказывала значительное воздействие на развитие культуры Урала. С потребностями горного дела связаны появление уникальной для XVIII в. сети школ на казенных и частных заводах Урала, обеспечившей промышленность края квалифицированными специалистами, развитие научно-технической мысли, отвечавшей на актуальные вопросы, рожденные уральской металлургией, изучение минерально-сырьевой базы Урала, возникновение заводской архитектуры. Во второй половине XVIII века в нижнетагильском поселке идет активное храмовое строительство. К середине XIX века в Нижнем Тагиле насчитывается пять церквей.
Похожие материалы:
Культура и быт XVII – первой половины XVIII века в Тульском крае
Особенности административного деления. Города, уезды и волости Тульского края в XVII в. еще не были объединены административно. Они относились к разным «краям».
К разным епархиям – церковным округам – относились тогда и местные церкви и ...
Обзор культуры России 18 века
Преобразования начала 18 века, сделавшие Россию великой европейской державой, обусловили характер культуры этого времени.
Её основными качествами являются практицизм, светская направленность.
Борьба общественных сил вокруг реформ Петра ...
Народные обычаи, верования и
религии казахов
Казахские народные обычаи и обряды часто проявлялись в различных ритуалах, соблюдаемых в повседневной хозяйственной деятельности кочевников-скотоводов. Так, весной, выезжая из зимовки, и осенью, возвращаясь обратно, в обязательном порядке ...