Профессиональные архитекторы России первой половины XIX в. и их основной вклад в градостроительное развитие Иркутска

Страница 2

Качество первых проектов перепланировки и перспективного планировочного развития русских городов было далеко не одинаково, так как далеко не всегда определявшие их содержание градостроительные идеи соответствовали реальным потребностям и реальным возможностям городов, прежде всего - городов исторических, имевших в своем роде сложившиеся и доказавшие способность к долговременному устойчивому развитию объемно-пространственные структуры. Тем не менее, первоначальный опыт разработки и реализации перспективных генеральных планов городов России, составивших "первое поколение" русских градостроительных проектов, в принципиальном плане оказался весьма успешным.

В отличие, например от Омска, города Томск, Красноярск, Иркутск во второй половине XVIII столетия впервые были обеспечены проектной основой в виде перспективных регулярных планов. В данных случаях схема генплана была пусть и условно, но привязана к сформировавшимся в естественных средовых условиях иррегулярной планировке и застройке.

В начале XIX века (1806 г.) функциями упраздненной Императором Павлом I Комиссии о каменном строении городов Санкт-Петербурга и Москвы был наделен вновь созданный в структуре Министерства внутренних дел Строительный комитет, в состав которого вошли ведущие практики архитектуры и градостроительства России того времени.

Первый регулярный план перспективного развития Иркутска, автор которого до сих пор точно не установлен (им мог быть либо военный инженер поручик К.Г. Тимошенков, некоторое время "исправлявший" должность иркутского губернского архитектора, либо "прикомандировывавшийся" к этой же должности архитектор А.И. Лосев), был разработан в 1791 г. (конфирмован Императрицей Екатериной II 4 августа 1792 г.), а принят к практической реализации лишь во втором десятилетии XIX в (20).

Эти обстоятельства определили градостроительное развитие Иркутска в первой половине XIX столетия на основе регулярного плана "первого поколения", в дополнение к которому в 1820-е-1830-е гг. был разработан лишь ряд локальных планировочных схем. В соответствии с данным проектом, все крупное строительство в городе сосредоточилось на главных улицах, центральных соборных, административных, торговых площадях. Были застроены Большой проспект, Морская, Луговая и другие центральные улицы. При этом отсутствие в проекте 1792 г. идеи радикальной перепланировки общегородского центра определило формирование центрального архитектурно-планировочного ансамбля на базе исторически сложившейся системы площадей (Спасской, Тихвинской и Рыночной), композиционная основа которых условно была определена исторической (первой половины XVIII столетия) архитектурой главного православного храма города - собора Богоявления Господня, Спасской и Тихвинской церквей, а также крупномасштабными постройками гостиного двора и мещанских рядов (21).

Таким образом, процессы дальнейшего (30-е-40-е гг. XIX в.) политико-экономического и социо-культурного роста крупнейших городов Сибири обусловили значительное архитектурно-градостроительное развитие их в данный период на базе усовершенствованных первоначальных (г. Иркутск) регулярных планов. В ходе продолжающейся застройки городской центр наиболее статичного г. Иркутска, не подвергаясь принципиальной пространственной реорганизации, в целом сохранил историческое местоположение в районе бывшей правобережной крепости. При этом формирование композиционно-смыслового и функционального ядра общегородского центра для всех указанных выше крупнейших сибирских городов было определено в виде классицистически регулярной объемно-пространственной композиции, состоящей из многофункциональной площади (системы площадей - для г. Иркутска), развернутой по ее периметру крупномасштабной застройки (представленной преимущественно административно-общественными зданиями) и величественной архитектурно-смысловой доминанты - монументального объема главного городского православного храма, способного в качестве мощного фокуса объединять и удерживать как пространство ядра и всего центрального архитектурного ансамбля, так и пространство общегородской архитектурно-планировочной композиции. Ибо в центрической по базовому принципу системе регулярного плана русского города первой половины XIX века все - функционально-смысловые, пространственно-композиционные, масштабные, архитектурно-стилистические - характеристики проектируемого центрального архитектурного ансамбля города, заложенные в его ядре - комплексе соборной площади во главе со сложно-целостным объемом главного городского храма, - непосредственно влияли на характер организации планировки и застройки всей городской территории.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Флаг Великобритании
Флаг – это лицо страны, ее визитная карточка, которая олицетворяет суверенитет. Государственный флаг также отражает историю страны. Первым флагом Англии был белый флаг с прямым красным крестом Святого Георга, которого в XII веке английск ...

Динамика и типология этнических конфликтов
80-90-е годы XX века стали новым этапом в этническом развитии человечества. Этнонационализм, сдерживаемый ранее силой тоталитарных режимов, получил свободу в период перестройки и гласности и оформился в виде феномена «этнического взрыва», ...

Устное народное творчество и письменная литература
Песни . В XV-XVII вв. широко развивалось разножанровое казахское устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, ...