Профессиональные архитекторы России первой половины XIX в. и их основной вклад в градостроительное развитие Иркутска

Страница 3

Исходя из этих обстоятельств, следует констатировать, что и первичным - концептуальным, и итоговым - формализованным содержанием градостроительных проектов, разработанных под контролем и при непосредственном участии профессиональной группы архитектора У. Гесте в первой половине XIX века, а в дальнейшем освобожденных от устаревшей застройки- Иркутск (или, к примеру Омск)- городских территориях ансамблевой архитектуре православных кафедральных храмов в городах Сибири были отведены ведущие функции градоформирования в развитии архитектурно-планировочных структур центров и городов в целом, придано - в рамках этого процесса - значение уникальной структурно-смысловой первоосновы. В этом отношении та классицистическая основа, которой обладала национально-ретроспективная по стилевой направленности архитектура кафедральных храмов Сибири и которая отразила ценнейший опыт, приобретенный русской культурой в эпоху классицизма, несомненно, явилась более чем прочным основанием, позволившим храмовым постройкам на практике подтвердить их соответствие данным уникальным функциям, данному уникальному значению.

Общей причиной создания в центрах исторических городов Сибири в 40-х-90-х гг. XIX века монументальной архитектуры православных кафедральных соборов явилась объективная потребность различных слоев местного православного населения в формировании нового масштаба и новой эстетики главных национально-религиозных, национально-культурных символов регионов. Основным поводом к началу крупномасштабного строительства храмов в каждом случае послужило несоответствие важнейших функциональных характеристик зданий действовавших православных храмов аналогичного (гг. Томск, Иркутск) или статуса, возведенных в XVIII - начале XIX века, - численности регулярно посещавшего их местного православного населения. Официально инициатива создания крупномасштабной архитектуры кафедральных соборов исходила либо от группы представителей местной общественности (гг. Красноярск, Иркутск). Значительный материальный фонд предприятий по строительству кафедральных соборов в сибирских городах, в том числе и в Иркутске, а так же в Томске и Красноярске - складывался, в основном, из добровольных взносов и пожертвований (как денежных, так и натуральных) со стороны местных и иногородних частных лиц и частных торгово-промышленных организаций. Доля средств, отпущенных на цели храмостроительства по соответствующим статьям бюджета Святейшего Синода Русской Православной Церкви, в общем объеме расходов на постройку, оснащение и оформление храмов осталась крайне незначительной. Данное обстоятельство позволяет утверждать, что православные кафедральные соборы, сооруженные в крупнейших городах Сибири во второй половине XIX века, были созданы на общественные средства (22).

Страницы: 1 2 3 

Похожие материалы:

Культура казаков, адыгов и ногайцев
КУЛЬТУРА КАЗАКОВ Кубань, в силу особенностей своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южнорусских, восточно ...

Мифы и легенды города Ижевска
В самом начале существования Ижевского поселка на долю его обывателей выпало два огромных по значимости и масштабам потрясения. Первым была промоина в плотине. Возможно, был конец 18 или начало 19 века. Ранним утром неподалеку от шлюзов ...

Промыслы
Переславская вышивка Вышивка - один из древнейших и наиболее распространенных видов народного искусства. На протяжении многих веков вышивкой украшали разнообразные предметы крестьянского обихода и костюма. Ткать и вышивать умела в прошло ...