Планы города Иркутска первой половины XIX века

Страница 3

Четвёртый район, собственно периферия. Ввиду особенностей градостроительной политики городских властей, на столь значительном удалении от центра города, в общем-то не предполагалось делать попыток к упорядоченной застройки, поэтому на плане зафиксированы участки значительно превосходящие по размерам аналогичную застройку левобережной части города. Здесь показаны и кварталы и отдельные усадьбы. Кварталы сориентированы вдоль берега реки Ангары – в Глазково. Предместье Рабочее в этом отношении, подобной логики лишено.

Помимо, собственно городской застройки, на плане, что не маловажно, указаны крупные дороги – тракты – ведущие за пределы города, их всего три: дорога в Нижнеудинск и другие российские города, дорога "кругом" (в объезд), Байкала и дорога через Байкал.

Несмотря на многочисленные успехи в организации городской застройки, по прежнему можно констатировать, что в городе относительно не много длинных прямых улиц. По направлению с севера на юг город пересекает лишь улица Першпективная и это является результатом чётко выраженной градостроительной политики. На направлении с востока на запад, таких улиц уже три, но прямыми назвать их сложно, скорей общая форма этих магистралей стремится к полукруглой, так или иначе повторяя рельеф береговой линии, по отношению к которой сформированы близлежащие кварталы. Большинство улиц, обрываются, именно на границе, создаваемой улицей Першпективной. В этом отношении пересечь городские предместья существенно проще, за неимением сложной и разветвлённой системы кварталов.

Сложившаяся на левом берегу рек Ангара и Ида система улиц, по сути, мало отличается от системы сформировавшейся в 70 – 80 гг. XVIII века и отражённой на планах 1790 – 92 гг.

План 1843 г.

За 24 года, прошедшие с момента появления предыдущего плана, городскими властями были предприняты ряд мер по благоустройству городской территории. В 1830 – 40 гг., кроме обычного исправления улиц в центральной части города были проведены работы по устройству деревянных тротуаров и канав для стока дождевой воды. Более серьёзные меры были предприняты при оформлении названий улиц. В 1838 г. городская управа представила на утверждение губернатору реестр названий всех улиц, переулков и площадей. Предлагалось установить в начале и конце каждой улицы деревянные столбы с дощечками, на которых были указаны их названия. Всего в это время в городе насчитывалось 66 улиц и 9 переулков (15).

По плану Иркутска 1843 г. основная часть города имела форму неправильного ромба площадью в четыре квадратных версты. Граница застройки проходила в районе улицы Подгорной, городским общественным центром по-прежнему оставалась система Соборной и Гостинодворной площадей у Ангары, получившей в конце XVIII столетия развитие по оси, перпендикулярной к береговой линии.

Несмотря на все возрастающее количество каменных строений, панорамные виды города в основной массе были представлены однородной деревянной застройкой, из которой живописно вырастали высокие объемы 15 церквей. Различное положение храмов — в ткани застройки, в створе улицы, на излучине реки, на возвышенных участках были результатом глубоко продуманной топографической ситуации.

Новый облик города, значительные изменения, произошедшие за сто лет в социально-культурной жизни города, оказали заметное влияние на бытовую культуру иркутян. Ещё в середине века, город ни чем не напоминал столицу Сибири. В середине же века, происходит переход горожан от некой патриархальной модели поведения к европейскому образу жизни – данный факт отмечают и путешественники, и бытописатели – составители летописей. Изменения связывают с перепланировкой города и жилых домов и с другими факторами (16).

План 1849 г.

План города 1849 г., последний рассматриваемый в данной работе, по существу закрепляет те изменения в городской застройке, которые произошли за последние двадцать – тридцать лет. И если его предшественники – планы фиксировавшие на протяжении долгого времени не столько необходимые перспективы, сколько демонстрируя и закрепляя исторически сложившуюся городскую застройку, то на планах 40 – х. гг., в том числе и на этом, показана уже результаты перепланировок и жесткого регулирования городской застройки, ставших возможными только к середине XIX века.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Теоретические модели этногенеза
Все многообразие подходов сводится по существу к нескольким теоретическим моделям: эволюционизму, примордиализму, функционализму, конструктивизму, инструментализму, социологизму, диффузионизму. 1) Примордиализм (теория эволюционизма) — э ...

Механики Черепановы
Демидовым везло на талантливых людей. Многими из успехов на своих заводах хозяева были обязаны энтузиазму и трудовому творчеству заводских умельцев, новаторов, талантливых мастеров. Больше всего в XIX веке прославили заводы Демидовых труд ...

Калейдоскоп «литературных» улиц нашего города
Улица без названия Как человек без имени, Как любовь без страдания, Как слеза без причины… Рассмотрим историю некоторых улиц Улица Бажова Небольшая улица П.П. Бажова до 1954 года носила имя М. Горького. Она соединяет между собой про ...