Пассионарная теории этногенеза

Страница 1

Гумелёв Лев Николаевич (1912-1992) — автор концепции этноса как динамической системы, проходящей ряд последовательных фаз жизненного цикла от рождения до угасания. Данная концепция впоследствии получила название «пассионарной теории этногенеза» (ПТЭ). Этнос в понимании Гумилёва — не социальная, а «природная» категория, то есть он подчиняется неким природным закономерностям, не имеющим ничего общего с марксистской сменой общественно-экономических формаций. В то же время он отмечал, что этнос — это и не биологическая популяция. Этнос в понимании Гумилёва — это коллектив людей, обладающий оригинальным стереотипом поведения, отличающим его от других этносов, причём этот стереотип поведения не остаётся одним и тем же, а меняется на различных фазах жизненного цикла этноса.

Гумилёв подчёркивает, что для поддержания существования такого образования, как этнос, требуются определённые затраты сил входящих в него людей (в терминологии В.И. Вернадского — биохимической энергии). Речь идёт о затратах энергии людей, составляющей этнос, сверх необходимой для простого самообеспечения, жизни для себя и своей семьи. Именно эта энергия необходима для творческих достижений этноса, сохранения его самобытности, распространения этноса в пространстве, войн с другими этносами и т.д.

Применительно к отдельному индивиду свойство наличия избытка жизненной энергии (активности) сверх необходимой для «жизни для себя», Гумилёв назвал «пассионарностью» (от лат. Passio — страсть; это главная категория всей системы Гумилёва). Пассионарность по своей сути противоположна инстинкту самосохранения. Именно пассионарность заставляет её носителей жертвовать своим временем, здоровьем, а подчас и жизнью, ради какой-либо абстрактной идеи или цели, гонит их в далёкие военные походы, заставляет открывать новые земли, совершать научные открытия, создавать произведения искусства, инициировать политические и религиозные преобразования и т.д. Саму поведенческую особенность таких людей действовать вопреки самосохранению Гумилёв называет пассионарным импульсом поведения.

Для иллюстрации сущности пассионарности Гумилёв ссылается на работу Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»: « .цивилизация совершила такие дела, до каких древнее родовое общество не доросло даже в самой отдаленной степени. Но она совершила их, приведя в движение самые низменные побуждения и страсти людей и развив их в ущерб всем их остальным задаткам». Вспоминает Гумилёв и Гегеля («Философия истории»): «Мы утверждаем, что вообще ничто не осуществлялось без интереса тех, которые участвовали своей деятельностью, и так как мы называем интерес страстью, поскольку индивидуальность, отодвигая на задний план все другие интересы и цели, которые также имеются и могут быть у этой индивидуальности, целиком отдается предмету, сосредоточивает на этой цели все свои силы и потребности, — то мы должны вообще сказать, что ничто великое в мире не совершается без страсти». [1]

В зависимости от степени проявления свойства пассионарности Гумилёв подразделяет людей на три типа. Люди, у которых пассионарный импульс поведения превышает импульс инстинкта самосохранения, называются пассионариями. Деятельность пассионариев характеризуется способностью к сверхнапряжениям. Всю жизнь они посвящают служению какой-то абстрактной идее: истине, честолюбию, славе, справедливости, свободе и т.д. Примеры пассионариев: Наполеон, Александр Македонский, Сулла, Ян Гус, Жанна д’Арк, протопоп Аввакум. Если пассионарный импульс поведения равен импульсу инстинкта самосохранения, то таких людей Гумилёв называет «гармоничными особями».

Они хорошо выполняют свои функции в рамках своей сферы деятельности, но они не способны к сверхнапряжениям ради абстрактной цели. Наконец, так называемые субпассионарии — это человеческие особи, у которых пассионарный импульс меньше инстинкта самосохранения. Их жизненной энергии недостаточно даже для нормального самоподдержания. Это — безинициативные, себялюбивые люди, неспособные к активной деятельности и думающие лишь об собственных удовольствиях. К ним относятся праздные представители высшего общества, праздная чернь, требующая «хлеба и зрелищ», а также «прожигатели жизни», бродяги, морально и социально деградировавшие люди, вырожденцы и т.д. На крайней ступени проявления субпассионарности, по Гумилёву, стоят «дебилы и кретины».

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Cовременное состояние Владивостокской крепости
30 октября 1996 года во Владивостоке, на территории крепостной батареи Безымянная, был открыт музей, посвящённый истории Владивостокской крепости. Музей "Владивостокская крепость" - уникальная особенность столицы Приморского кр ...

Ссыльные, несущие свет знаний в сибирскую глубинку
История Омска, как и большинства других сибирских городов, неразрывно связана с историей политической ссылки. Без учета влияния политических ссыльных нельзя понять ни становления сибирской интеллигенции, ни особенностей общественной жизни ...

Этнический стереотип и этнический образ
Жизнь каждого этноса проходит в относительно одинаковых условиях совместного существования, что вполне закономерно порождает у членов этнического сообщества единство взглядов на один и тот же предмет, общие критерии оценки, сходные способ ...