Традиционный быт удмуртской семьи

Страница 1

Жилище.Одним из основных элементов культуры является жилище. В развитии его конструктивных особенностей определяющим является рост производительных сил. Как известно, среди удмуртов достаточно широко феодальные отношения стали развиваться еще в XIV-XVI вв., когда территория их расселения попала под влияние Булгарского государства земледелие заняло главное место в хозяйстве края.

Это неизбежно повлекло и изменения в других сферах жизнедеятельности победа зернового хозяйства привела к изменениям в структуре питания, что повлекло за собой перемены и в жилищном комплексе. К этому периоду (XIV-XVI вв.) относится появление краеглинобитной печи для выпечки хлеба. Появление ее стало толчком для дальнейшего развития жилища.

С развитием хозяйства стали строится отдельные строения, в которых функционировала хлебопекарная печь, впоследствии эти постройки приобрели черты жилища типа "изба". Taким образом, с XV в. удмуртское жилище, состоявшее ранее из комплекса "куа + клеть", приобрело вид "изба + клеть + куа", в котором куа сохранила роль летнего жилья и места отправления семейного культа. Оформился традиционный набор построек на усадьбе, сохранившийся до XXв.

С развитием хозяйства и ростом значения избы в жилищном комплексе происходило параллельное ослабление хозяйственной значимости куа - происходило ее функциональное истощение, улучшились конструктивные особенности. Регресс куа связан и с тем, что религия удмуртов преследовалась властями, что затруднял ее дальнейшее конструктивное и архитектурное видоизменение. К избе перешли и некоторые сакральные свойства, ранее ей не приписываемые.

Крайне мало материалов, характеризующих внутреннее убранство жилищ удмуртов XVII-XVIIIвв. Но несомненно, что уровень домостроительства, основанный на древних традициях, был достаточно высоким. По мнению ученых, в этот период для всех финно-угорских народов был характерен потолочный дымоволок, круглая дымница, печь, обращенная устьем к боковой стене избы или к двери и отсутствие окон.

Большинство исследователей говорят о том, что практически все избы были курные. Так описывает удмуртскую усадьбу в своей работе Шкляев Г.К.: «Высота помещения достигала 3-5 метров, дым выходил в помещение и держался выше головы взрослого человека, не мешая ему находиться в помещении. Стены и бревенчатый потолок не имели никакой отделки. Пол настилался из бревен, отесанных наполовину. В противоположном от печи углу стоял стол. Вдоль стен устраивались массивные широкие лавки, а также полки. По углам, кроме переднего, строились нapы; у южных удмуртов под влиянием соседнего татарского населения нары сооружались вдоль всей передней стены. Подвижной мебели было очень мало: стол, стул, редко шкаф для посуды. Посуда и инвентарь, употребляемые в хозяйстве, изготовлялись из липы, березы, лыка и бересты самими крестьянами. Использовались гончарные изделия. Стеклянная посуда получила распространение после строительства в 1845г. Сюгинского стеклозавода

Крестьянские жилища были очень тесны. Изба служила также и мастерской, где изготовляли и ремонтировали сельскохозяйственный инвентарь. Зимой в избе содержались мелкий скот и домашняя птица».

Важную функцию в жилом комплексе выполняла клеть. Обычно они были двухэтажными; первый этаж использовался для хранения продуктов, второй служил летним жильем. Здесь же хранились одежда и инвентарь, связанный с женским трудом. Женщины здесь были полновластными хозяйками. Весьма вероятно, что двухэтажные клети удмурты строили уже в IX в; их конструктивные и функциональные особенности очень близки с аналогичными постройками древних финно-угорских народов, а также скандинавов. Это дает некоторое основание предполагать определенное скандинавское влияние (через посредство прибалтийско-финских народов) на развитие этих построек у восточных финнов, в том числе и удмуртов.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Пассионарная теории этногенеза
Гумелёв Лев Николаевич (1912-1992) — автор концепции этноса как динамической системы, проходящей ряд последовательных фаз жизненного цикла от рождения до угасания. Данная концепция впоследствии получила название «пассионарной теории этног ...

Политика царского правительства в отношении коренных народов сибири по «Уставу об управлении инородцами»
«Устав об управлении инородцами был составлен М. М. Сперанским и его ближайшим помощником инженером Г. С. Батеньковым. Они пытались как-то ограничить произвол чиновничества, усилить контроль за действиями местной администрации.[xiii] Уст ...

Воспитание мальчиков и девочек
Ненецкое традиционное общество было простроено на строжайшем разделении сфер «мужского» и «женского». Специальных обрядов посвящения мальчики не проходили. С трёх лет могли участвовать вместе с взрослыми мужчинами в жертвоприношении, Отцы ...