Развитие экологического самосознания башкир
По словам М. Карима, земля «всегда нуждалась в добром покровительстве». Писатель не скрывал, что его, сына Земли, волнуют экологические проблемы, и выражал свое искреннее сожаление в связи с тем, что люди, «сами того не желая, могут лишить себя жизни, если будут так по-варварски относиться к Природе». Потрясающие по нравственному восприятию слова о земле сказаны великим башкирским поэтом в следующих строках:
Чернозем благодатный наш –
Хоть возьми да на хлеб намажь!
Как чиста земля! О, не грешно ли
По выстраданной чистоте ступать?
Свое отношение к родной природе, боль и сострадание выражены в его словах: «Все осушаем сами! Истребляем! Губим! Заметив дичь, - палим из ружья. Увидим лес – рубим под корень! Цветок встретим – срываем! Нужно, не нужно. Лес – древесина, медведи – мясо, цветок - украшение. Не ждем милости от природы и не милуем ее. Землю матерью называем, но сколько мук она терпит от нас - «детей своих».
По справедливому замечанию дважды Героя Советского Союза М. Гареева, «…мудры законы приходы, и сама она могуча и всесильна. Но ведь и она, вечная, нуждается в помощи бренного человека. Давая ему пищу, тепло, сам воздух, давая, она ждет его благодарной поддержки, его заботы. И когда человек бессилен помочь природе, он мучится муками родителя, бессильного помочь хворому ребенку. А это страшные муки – я знаю». [9, с.17]
Таким образом, проблемы сохранения природы, ее защиты от хищнического потребления, регулирования ее процессов, проблемы природы как гигантского духовного пласта культуры имеют длительную историю, исчисляемую тысячелетиями. А экологическое сознание было неотъемлемым атрибутом сознания на всех, начиная с самых ранних этапах развития человечества, изменялось и развивалось параллельно развитию общества и отражало изменения природы и климата, связанные как с геологической историей, так и с антропогенным воздействием компоненты экологического сознания сохранялись на протяжении всей истории человечества, но менялись их значимость и соотношение. В философском осмыслении взаимоотношений человека с природой – предоснова обретения индивидом экологического сознания. Задача формирования у каждого человека экологической культуры, нравственного отношения к природе, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды имеет сегодня жизненно важные значения.
Похожие материалы:
Основные вехи развития округа и храмового строительства во второй половине
XIX в. – в начале XX в.
После смерти главноуполномоченного Нижнетагильскими заводами А.И. Кожуховского в апреле 1853 года и недолгого пребывания в должности главноуполномоченного Е.Н. Поара, Андрей Николаевич Карамзина занимает их место и осенью того же, года вн ...
Пассионарная теории этногенеза
Гумелёв Лев Николаевич (1912-1992) — автор концепции этноса как динамической системы, проходящей ряд последовательных фаз жизненного цикла от рождения до угасания. Данная концепция впоследствии получила название «пассионарной теории этног ...
Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца
Коротко о главном
Тип постройки: Церковь.
Престолы: Георгия Победоносца
Дата постройки: Между 1895 и 1903.
Адрес: г. Краснодар, ул. Седина, 170 (угол ул. Северная)
История этого дивного храма, одного из самых прекрасных памятников це ...