Аталычество в этнографии Кавказа

Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 ГК). Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Он несет самостоятельную ответственность за свои действия.

Однако возможны ситуации, когда гражданин в силу своего малолетнего возраста или психического расстройства не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы. В этих случаях он нуждается в посторонней помощи, оказание которой и является целью установления опеки или попечительства.

Институт опеки и попечительства регулируется нормами семейного права. Семейный кодекс РФ (СК РФ) уделяет внимание в основном опеке над несовершеннолетними.

В обычном праве народов Кавказа тоже существовал подобный институт опеки над несовершеннолетними, называемый аталычество.

Аталычеством в этнографии Кавказа именуется порядок, основная сущность которого состоит в том, что ребенок вскоре после своего рождения, переходит на некоторое время в другую семью, а затем возвращается к своим родителям. Происхождение, история, действительная сущность, общественное значение и проч. этого порядка остаются вопросами, до сих пор не получившими удовлетворительного объяснения. В настоящее время аталычества на Кавказе нигде, конечно, не существует. Уже в те времена, когда этот порядок впервые наблюдался и был описан, он принадлежал к явлениям пережиточным и вымирающим. О существовании аталычества в прошлом имеются свидетельства для следующих народов: абхазов, черкес и кабардинцев, т.е. для адыгейской группы; для балкарцев и карачаевцев, т.е. народов тюркской ветви, соседствующих с адыге, и, наконец, для осетин и сванов. Утвердившийся в кавказоведческой литературе термин аталычество взят от слова аталык, которым именовалось лицо, бравшее ребенка на воспитание. Как об этом гласит ряд показаний, аталычество в более отдаленные времена имело весьма широкое распространение у вышеназванных народов. С течением времени оно ограничивалось и изживалось. В старину черкесы всегда отдавали своих детей на воспитание, причем отдающая семья в то же время сама брала чужих детей. Данный порядок распространялся как на мальчиков, так и на девочек, позже – преимущественно на мальчиков. Далее, у черкесов же, в более отдаленные времена практика аталычества была присуща всем социальным слоям, впоследствии оно приняло резко выраженный классовый характер.

Похожие материалы:

Флаг и Королевский знак Уэльса
Флаг Уэльса представляет собой изображение красного дракона И-Драйг Гоха (валл. Y Ddraig Goch) на белом и зелёном фоне. Законодательно принят в 1959 г., хотя красный дракон являлся символом Уэльса с незапамятных (по распространённому пред ...

История развития города Омска
Омск был основан в 1716 г. как крепость, форпост для освоения новых земель. В XVIII веке город, разросшийся вокруг крепости, стал крупным административным и военным центром, сыгравшим большую роль в освоении края и распространении более р ...

Цыгане на территории России: наши дни
Единого цыганского народа не существует, имеется множество групп. Они очень сильно отличаются друг от друга языком, занятиями, исповедуют разные религии. Бывает даже так, что одна группа не считает другую за цыган. РУССКА РОМА Русские ц ...