Сретение Господне (Громницы, Сустретенье)

Двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый 15 февраля. В основе праздника Сретение Господне лежит рассказ евангелиста Луки о принесении сорокадневного младенца Иисуса в Иерусалимский храм.

Согласно древним обычаям, на сороковой день после рождения ребёнка израильские женщины должны были совершить в храме послеродовое очищение, вслед за которым проводился другой ветхозаветный обряд – посвящение ребёнка-первенца Богу. Необходимость совершения этих обрядов явилась причиной посещения святым семейством храма в Иерусалиме, где и произошла знаменательная встреча Богомладенца с ветхозаветным праведником Симеоном, давшая название празднику.

В рамках церковного календаря Сретение Господне завершает цикл рождественских праздников, посвящённых прославлению явившегося в мир Господа и Спасителя – Богочеловека Иисуса Христа.

У русских в крестьянской среде Сретение Господне не считалось большим праздником. В традиционном сознании название праздника связывалось с представлением о том, что в этот день происходит встреча зимы и лета. Осмысление дня Сретение Господня как календарного рубежа обусловлено приуроченье к нему большого количества земледельческих примет. Так, в народе говорили: «На Сретенье день снежок – весною дожжок». Капель на Сретенье предвещала урожай пшеницы, тихая и ясная погода – хороший лён. Верили, что ветер в Сретенье отряхивает нечисть с деревьев, что должно обеспечить урожай фруктов. В этот же день хозяйки начинали усиленно кормить кур, чтобы они были носки. В связи с этим обычаем говорили: «Корми в Сретенье кур овсом – весной и летом будешь с яйцом».

С этого дня погода могла преподнести самые разные сюрпризы-то сретенские морозы, то сретенские оттепели. Но не только причудами природы славен праздник. В этот день во многих странах издавна праздновали весёлый карнавал – праздник Солнца и света. Обычно ребятишки выбегали на «сугробы» закликать солнышко. Считалось, что после закличек Зима уже не сможет заморозить Весну, только румянца ей добавит.

В этот праздник было принято кататься на санках, пировать. С гор без страха летели на санях дети и взрослые, так как считалось, что соприкосновение с землёй приносит счастье и богатый урожай. В это же время, как правило, играли последние (до Великого Поста) свадьбы. Основной обычай праздника встречи весны – это гадание на погоде: испокон веку люди следили, какая в этот погода, и делали свои выводы (Приложение).

Похожие материалы:

Возникновение города Ухты
Возникновение города связано с разработкой нефтяного месторождения. Первые попытки добычи и переработки местной нефти были предприняты в середине ХVIII века Ф. Прядуновым, но особого успеха достигнуто не было: предприниматель разорился, а ...

Промышленность и транспорт
Невский район исторически сформировался, как насыщенная предприятиями промышленная зона. Здесь выпускаются газовые турбины, судовые механизмы, дизельные двигатели, строительная техника, изделия стройиндустрии, лаки, краски, ткани, фарфор, ...

Спасский храм города Серпухова
Занарское кладбище возникло во второй половине XIX века вдали от жилых построек на городских выгонных землях. Спасская церковь была построена там для утешения мирян в потере ближних. Храм возвели почти за 3 года с 1893 по 1896 на средства ...