Отражение исторической действительности ногайского народа в литературе

Страница 2

Имеются сведения, почерпнутые из ногайских рукописей начала XX в., что в прошлом у ногайцев существовали исторические сочинения «Тарихи-и-ногай» («История ногайцев») и «Таварих-и-ногай» («Ногайские летописи»).Уход в Турцию в конце XVIII в. свыше 500 тыс. ногайцев привёл к гибели и исчезновению большей части письменной культуры, созданной ногайским народом. Оставшиеся в России кавказские, мелитопольские, астраханские и крымские ногайцы продолжали пользоваться своей письменностью и литературным ногайским языком.

Ногайский язык, испокон веков на Северном Кавказе (исключая Дагестан) выполнявший функцию языка межнационального общения, продолжал эту свою роль до 80-х годов XIX в. Тот факт, что в Ставропольском краевом архиве хранится свыше 7000 деловых документов, написанных на ногайском языке арабским шрифтом, свидетельствует о распространенности письменности на ногайском языке и в XIXв.[4, С. 81]

В 1931 г. открывается творческий путь крупнейшего ногайского писателя Фазиля Абдулжалилова (1913—1974). Начав со стихов и рассказов, он уже до войны перешел к крупным прозаическим полотнам. Его пьеса «Побежденные враги» (1936) и особенно повесть «Двое из многих» (1936) явились большим вкладом в ногайскую советскую литературу довоенного периода.[6, С. 37]

Ногайская литература послевоенного времени характеризуется новыми идейными и художественными достижениями. Она вступает в пору своей зрелости. Поэты и прозаики стали глубже проникать в жизнь народа и исторические события, полнее раскрывать характеры своих героев, смелее и органичнее использовать приёмы устного народного творчества и опыт замечательной русской литературы. Литература дагестанских ногайцев представлена поэтами и прозаиками М. КурманГалиевым, 3. Кайбалиевым, К. Ораз- баевым, Г. Аджигельдиевым, К. Темир- булатовой, А. Култаевым, Б. Кулун, С. И. Капаев. чаковой и др., а кубанских ногайцев — Ф. Абдулжалиловым, А. Мурза-бековым, С. Капаевым, С. Заляндиным, Б. Карасевым, К. Кумратовой, А. Киреевым, И. Капаевым, Т. Керейтовой, М. Киримовым, Д. Туркменовым, Б. Баисовым и др.[5, С. 66]

Успехи современной ногайской литературы, прежде всего, связаны с прозой. В ее развитии и воспитании литературных кадров большую роль сыграл поэт и прозаик Ф. Абдулжалилов. В его произведениях нашли отражение тяжелая жизнь бедняков-ногайцев под гнетом баев и князей, рост их протеста против нещадной эксплуатации (повесть «Асантай», 1955), острая социальная борьба в ногайских аулах в период коллективизации (романы «Бурный поток», 1960; «Хороша нива у коллектива», 1966), ратные подвиги народов нашей страны на полях сражений с фашизмом (повести «Семья сильных», 1950; «Сын отца», 1968), современная трудовая и культурная жизнь ногайского народа, дружба народов, борьба с пережитками прошлого, за коммунистическое отношение к труду и жизни (повести «Крутые повороты», 1961; «Хорошая примета»., 1962; «На берегу Аксу», 1962; «Дороги, дороги .», 1964; «Когда приходит весна», 1967; «Серая пыль», 1970).[30, С.83]

Другой видный ногайский поэт и прозаик — С. И. Капаев (род. в 1927 г.). Особенно плодотворны были для него 50—60-е годы. За короткий срок он создал большое число стихотворений, рассказов, повестей и роман «Бекболат».[4, С. 35]

Капаев пришел в ногайскую литературу как мастер рассказа. Опираясь на традиции ногайского народного рассказа «айту» и «хабар», творчески используя опыт русских мастеров рассказа, прежде всего А. П. Чехова, С. Капаев возродил этот слабо развитый жанр ногайской художественной литературы. Рассказы С. Капаева, вошедшие в ряд сборников, поднимают такие острые и актуальные проблемы современности, как воспитание детей («Кто виноват»), взаимоотношения супругов («Чужой дядя»), дружба советских народов («Азиз», «Обида», «Верный друг»), призвание человека («Переправа», «Девушка с сумкой») и т.д. Творческие успехи Капаева в жанре рассказа были серьезным шагом к эпическим полотнам — повести и роману.

Рассматривая жизнь современного ногайского села, автор глубоко раскрывает внутренний мир своих земляков. Так, в повести «В ауле Акшокырак» перед нами зримо предстают жизнь современного ногайского аула, громадные сдвиги, происшедшие как в культурной и трудовой деятельности аульчан, так и в их психологии.

Теме борьбы с фашизмом посвящены повести «Полноводная Тазасу», «Мост» (1966), «Журавленок» (1974). В образах бесстрашных партизанок Коконай, Канитат и Кырлув (Крымхан) отражены глубоко национальные характеры. Они как бы продолжают патриотические традиции героинь народного эпоса Карлыгаш из «Копланлы батыр», Акюнус из «Эр Таргыл» и др. Но это образы женщин, рожденных и воспитанных при Советской власти. Если героини фольклора боролись и отдавали жизнь за свободу своего народа, то Канитат, Коконай и Кырлув отдали свою жизнь за свободу всей страны, всех советских народов. Героини Капаева одновременно национальны и интернациональны.[14, С. 156]

Одной из характерных черт ногайской поэзии 60-х годов является то, что в ней заметное развитие получает поэма. Меняется и форма стиха. В творчестве С. Капаева, Г. Аджигельдиева одиннадцатисложные стихи начинают уступать место семисложным. Широко применяются начальная рифма и аллитерация. В этом сказывается возрождение элементов ногайского стихосложенияXV—XVII веков.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Сватовство – конкретное действие перед свадьбой. Свадебные традиции
Когда налицо все изложенные выше условия для вступления в брак начинают применяться конкретные действия. Первое – сватовство (сватосване, сватуване, питане, просене). В Табаках этот процесс происходил следующим образом: родителей жениха ...

История Саратова
Начиная с 6 века до н. э. по 5 век н. э., в Поволжье жили савроматы-сарматы. Около сел Суслы, Новой Липовки, Ровного и в других местах встречаются сарматские курганы, в которых найдены захоронения людей, предметы вооружения, украшения, бы ...

Ими гордится земля омская!
Сибирский живописец Омский живописец Георгий Петрович Кичигин – один из ярких представителей нового искусства России. Родился в 1951 году. Окончил художественно-графический факультет Омского педагогического института им. А.М. Горького. ...