Отражение исторической действительности ногайского народа в литературе

Страница 3

Первые поэмы на ногайском языке были написаны М. Курманалиевым («Тучи рассеялись», 1935) и Ф. Абдулжалиловым («Много видевшая Кубань», 1940). В 60-е годы развитие национальной поэмы, очень популярного жанра народной поэзии, связано с именами Ф. Абдулжалилова, С. Капаева, Г. Аджигельдиева, К. Кумратовой, С. Кумукова.

Расцвет Родины, дружба советских народов, героизм земляков в минувшей войне, созидательный труд современников, благодарность народа партии и Ленину, борьба за мир — такова основная тематика поэзии Ф. Абдулжалилова, собранной в трех его поэтических сборниках «Шумит Кубань» (1955), «Кубань—моя песня» (1957), «Когда отточено перо» (1969).[6, С. 85]

Человек труда, умножающий народное богатство, любовь к родному краю, чистота взаимоотношений между людьми занимают центральное место в поэтическом творчестве С. Капаева (сборники «Горный родник», 1957; «Степь проснулась», 1958; «Тайны моего сердца», 1969).[7, С. 94]

Истоки поэзии А. Мурзабекова уходят в 30-е годы, но как поэт он раскрылся в послевоенное время. Для поэзии Мурзабекова, собранной в трех сборниках («Мое слово», 1959; «Широкие дороги», 1966; «Мои степи») и воспевающей советского современника, характерны афористичность, образность и дидактизм.

В 60-х годах получает развитие философское направление в поэзии. Эта тенденция связана с именем талантливого поэта Г. Аджигельдиева (1939— 1969). Лучшие его произведения вошли в сборник «Тропинка» (1962). Они отличаются глубиной содержания и новизной формы. Молодой поэт популярен прежде всего своей любовной лирикой. Перу Аджигельдиева принадлежат такие поэмы: «Оперился» (1962), «Ответ на вопрос», «Украденная любовь» (1966), «Сундук» (1967), «Даровой хлеб» (1969) и др., в которых он поднимает актуальные вопросы современности и часто обращается к теме войны и мира. [18, С. 36]

В 60-е годы дебютирует в ногайской поэзии К. Кумратова, поэтесса ярко выраженного лирического дарования. Многие ее стихи превратились в популярные песни, получившие широкое распространение, она одинаково известна любовной и гражданской лирикой. Сегодняшний день для нее — это «секунды огромных побед, время космического открывания, время улыбок, счастья, цветения .». В победе Октябрьской революции она видит возрождение своего народа, а все прекрасное в жизни ногайцев и их будущее связывает с дружбой народов СССР. «Русский народ, мой народ, большой . сделал большим, широким душой маленький мой ногайский народ .»,— пишет поэтесса. Развивая в своих стихах тему мира, К. Кумратова воспевает подвиги защитников страны, говорит о подвиге отцов, призывает учиться у них мужеству и любви к советской Отчизне. В любовной лирике она воспевает бережное отношение к человеку, его чувствам, в ее стихах о любви мягкая женственность сочетается с требовательностью к любимым («Любовь не шутка»).[5, С. 284]

Особого мастерства требует от писателей детская литература. В ногайской детской литературе одни из лучших — стихи А. Киреева, вошедшие в его сборники «Бабочка» (1968),«Телеграмма» (1971), «Зеркало» (1976), «Голубь» (1978). Они играют заметную роль в воспитании у юных читателей чувства дружбы, честности, трудолюбия, любви к родному краю и всей стране.[15, С. 94]

В дагестанской группе ногайских поэтов плодотворно работает А. Култаев. Первые его стихи напечатаны на страницах ногайских газет в 60-е годы. С тех пор он создал значительное количество стихов и поэм, увидевших свет в его сборниках «В пути» (1966), «Судьба моя» (1970), «Ожидание» (1971), «Встреча» (1974), «Преданность» (1976). Поэзия Култаева обогатила, прежде всего гражданскую лирику ногайской литературы Дагестана. Творческие удачи поэта связаны с темой дружбы народов, созидательного труда и роста культурного благосостояния тружеников родного для поэта степного края.

Все громче слышатся в современной ногайской литературе поэтические голоса М. Аубежиева, Д. Туркменова, Д. Шихмурзаева, М. Авезова, М. Калмыкаева, М. Кожаева и др.

Современная ногайская литература, как и литература других братских народов, находится на подъеме. Лучшие достижения ее — романы, повести, рассказы, поэмы, стихотворения — стали достоянием всех народов страны.

Страницы: 1 2 3 

Похожие материалы:

Смоленская епархия в оккупационный период
Накануне Великой Отечественной войны Смоленской епархии как таковой уже не существовало. К лету 1941 г. в области почти не осталось действующих церквей, а в самом Смоленске незакрытой осталась только одна Тихвинская кладбищенская церковь. ...

Перекресток торговых путей
Задолго до строительства Троицкой крепости здесь была не глухомань «богом забытая», а места обитаемые кочевыми племенами скотоводов и, в частности, киргиз-кайсаками Среднего жуза (орды). Если посмотреть в глубины веков, обратиться к исто ...

Обзор культуры России 18 века
Преобразования начала 18 века, сделавшие Россию великой европейской державой, обусловили характер культуры этого времени. Её основными качествами являются практицизм, светская направленность. Борьба общественных сил вокруг реформ Петра ...