Развитие материальной культуры казахов в 16-18 вв.

Страница 3

В Жетысу преобладал полив бороздами. Борозды проводили на участке плугом или сохой в направлении, перпендикулярном уклону местности. При поливе нижние концы борозд запруживались, и вода, постепенно заполняя их, просачивалась в почву.

Сельскохозяйственные культуры. Казахи-земледельцы возделывали разные зерновые и технические культуры - пшеницу, просо, рожь, ячмень, овес, рис, джугару, хлопок, коноплю и т.д. Из зерновых культур за редким исключением сеяли только яровые. Использовалось несколько сортов пшеницы (бидай). Наиболее распространенными, особенно на юго-востоке Казахстана, были так называемые «местные» сорта. Это «ак бидай» -белая пшеница, «Кызыл бидай» - красная пшеница (последняя отличалась длинным стеблем, зеленоватой верхушкой колоса, Длинным и тонким зерном). Известны были также сорта «кара суды» - черноколоска с мелким темно-бурым зерном (малоценный сорт, шедший нередко на корм лошадям); «лизелик» - сорт с коротким вегетационным периодом выращивали в горных районах и на севере Казахстана, «тиецп бидай» - сорт с трудно обмолачиваемым колосом, «лючин бидай» - пшеница с белой остью, легко обмолачивалась, давала белую муку.

«Қызыл бидай» была как озимой, так и яровой, «ак бидай»-только яровой.

Просо (тары) обладало в суровых климатических условиях Казахстана при экстенсивном земледелии рядом достоинств.

Прежде всего, это крайне неприхотливая культура. Она давала и на поливе и на богаре устойчивые и высокие урожаи. Для посева использовались «ақ тары» - белое просо, «Қызыл тары»- красное просо и «шоқай» - наиболее ранний и высокоурожайный сорт Кроме того, были известны торгайские сорта проса - «ак бикещ» «Қоныр шолак», «конак». Самое скороспелое из них - «қонақ,» вызревало за 40 дней, «акбикеш» - за 60, «қоныр шолақ» - за 90 дней. Торгайское просо, по свидетельству специалистов, отличалось особой полнотой и чистым цветом зерна.

Наряду с пшеницей и просом казахи высевали овес - «сулы» и ячмень - «арпа». Выращивали также рожь - «кара бидай», рис -«шалы» и бахчевые культуры - арбузы и дыни.

Казахские жилища

Виды жилища. Жилище казахского народа - замечательный памятник материальной культуры. Оно делилось на зимнее и летнее, которые отличались величиной и конструкцией. В летнее время казахи жили в легких переносных жилищах, зимой - в постоянных теплых помещениях: «агаш уй», «жер уй», «каратам», «шошала». Юрта - разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока. Она состояла из «кереге» - остова (деревянная решетка), сферического купола - «шацырак», радиально расположенных жердей «уык». Размер юрты зависел от количества крыльев - канат (частей кереге). ЮртаЯсостоящая из двенадцати крыльев, имела площадь в 100-120 кв.м. Двенадцати, пятнадцати, восемнадцатиканатные юрты существовали с XII в. до начала XIX в., затем перестали встречаться.

Каждая решетка (кереге) состоит из тридцати шести планок-«саганак», изогнутых посередине. Решетки бывают двух видов: из массивных планок мелкой квадратной сеткой - «тор кез» и тонких планок крупной сеткой - «жел кез». Вход в юрту, обращенный обычно на юг, имеет форму прямоугольного проема. Двухстворчатые двери часто покрывались резьбой. Решетки каркаса юрты снаружи обкладывались циновками из тростника - шымши. Поверх циновок каркас юрты покрывался войлоком. От середины свода до земли юрту покрывали туырлыки, от шанырака до низа свода - узуки. Войлочные покрытия скреплялись с корпусом веревками и узорными лентами - бельдеу. Свод юрты украшался подвесными ковровыми дорожками, полосками » лентами с бахромой и кистями из разноцветных шерстяных нитей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Водные ресурсы Среднего Урала
На Среднем Урале густая речная сеть, много озер и искусственных водоемов - прудов и водохранилищ. Большинство рек начинается на склонах Уральских гор и стекает с них к западу и к востоку. С восточного склона Урала на Западно-Сибирскую низ ...

Тенденции изменения сезонных праздников Японии в перспективе
Большинство сезонных праздников воспринимается в наши дни уже иначе, чем много лет назад. Истоки начинают забываться, с переносом дат проведения празднований теряется смысл. Поколения сменяют друг друга, время идёт вперёд, и люди меняются ...

Государственная политика в отношении сезонных праздников Японии
Закон о государственных праздниках от 1948 года устанавливает официальные праздники Японии и даты их празднования. Положения закона устанавливают, что выпадающий на воскресенье праздник перемещается на понедельник. День, находящийся между ...