Революция языка и этногенез

Страница 2

Оригинальная пассионарная теория этногенеза, в которой этногенезом называется вся продолжительность этнической истории, разработана Львом Гумилёвым в работе Этногенез и биосфера Земли. Она предполагает возникновение этноса вследствие пассионарного толчка и конечность его жизненного цикла, который проходит стадии подъёма, перегрева, надлома, инерции, затухания и перехода в гомеостаз, который может продолжаться сколько угодно долго. Гипотеза Гумилева заключается в предположении, что несколько раз за тысячелетие поверхность нашей планеты подвергается воздействию определенного типа космического излучения, которое вызывает пассионарный толчок, т.е. мутацию гена человека, отвечающего за восприятие организмом энергии из внешнего мира. Особенность этих толчков заключается в их кратковременности. За последние 3 тыс. лет было достоверно зафиксировано девять пассионарных толчков: четыре - до нашей эры и пять - за последние два тысячелетия.

Этногенезе по Гумилеву - энергетический процесс получения однократного запаса энергии после вспышки космического излучения и дальнейшей его растраты в ходе развития этноса, пока этнос не придет в состояние гомеостаза - равновесия с природной, при котором уровень пассионарности равен нулю.

В пику работам Льва Гумилева выступил Д. Тойнби. Дж. А. Тойнби предложил теорию развития этносов (этногенеза), в которой их развитие объяснялось чередованием «вызовов» из окружающего мира (в том числе и от других этносов) и способностью дать успешный «ответ» таким вызовам.

В отечественной этнологической науке принято считать, что этногенез начался с образованием человека современного вида, сформировавшегося около 40 тыс. лет назад. Но сравнительно достоверные данные об этногенезе можно получить, только начиная с эпохи неолита, когда окончательно сформировались племенные отношения.

Если исходить из гипотезы о едином центре происхождения человечества, то возможно, в самом начале своей истории человечество представляло собой группу людей, однородную в расовом, этническом, социальном и других аспектах. С увеличением числа людей они расселились по новым территориям. Поскольку этот процесс расселения занял тысячи лет, людям приходилось приспосабливаться к новым географическим и климатическим условиям. Это приводило к изменению, как общего исходного антропологического типа, так и отдельных этнических признаков. Чем дальше от исходной точки уходили люди, тем более разнообразными были эти признаки.

По мере роста общей численности населения процессы этногенеза приводили к усилению межплеменных контактов, развитие и усложнение которых способствовало трансформации племенных этнических общностей в народности, объединяло их в территориальном отношении, стимулировало формирование общих экономических, социальных и других интересов.

Процесс происхождения рас этнологи относят к сложнейшим проблемам этнической истории народов. И эта сложность объясняется многочисленностью и разнообразным характером проявления различных расообразующих факторов. К числу наиболее важных факторов следует отнести влияние географической среды. Неоднородность среды, в свою очередь, создает предпосылки для территориальных различий в развитии генетических признаков. Третий важный фактор расогенеза - социальная изоляция.

Антропологические процессы происходили и с языком. Чем дальше от центра происхождения уходили люди, тем больше их язык отличался от исходного языка-основы.

Дадим краткое определения понятию язык - язык определяется как средство человеческого общения. Это одно из возможных определений языка представляет собой глав­ное, ибо характеризует язык не с точки зрения его организации, структуры и т. д., а с точки зрения того, для чего он предназ­начен. Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Базовыми функциями языка являются общение, познание и воздействие. Речевая деятельность, связанная с использованием языка, одна из важнейших в жизни человека. Речевое общение во всех его формах, видах, жанрах, типах позволяет человеку получать в готовом виде социальный опыт, осмысленный и систематизированный предшествующими поколениями. Познание закономерностей окружающего мира, умственное развитие человека совершается путем усвоения знаний, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития и закрепленных с помощью языка, с помощью письменной речи. Язык в этом смысле есть средство закрепления и передачи от поколения к поколению достижений человеческой культуры, науки и искусства. Каждый человек в процессе обучения усваивает знания, приобретенные всем человечеством и накопленные исторически.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие материалы:

Омск как колыбель сибирского областничества
В 1848 году генерал-губернатор П.Д. Горчаков сообщает в Петербург о тревожных симптомах в мыслях сибирской интеллигенции, которая полагает, что богатства Сибири должны составлять достояние местного населения, а не расхищаться царскими сан ...

Особенности традиционного воспитания
Воспитание детей у коренных народов Западной Сибири имело свои особенности. Девочек с 5-6 лет готовят к роли хозяйки: их помощь используется при наведении порядка в доме, при приготовлении пищи, при заготовке продуктов впрок. На девочек в ...

Цыганская культура
Культура цыган очень разнообразна и богата. Это связано с широким распространением цыган по свету, насыщенной, хотя и короткой, истории и сложности этнического состава этой нетерриториальной нации. Цыганская культура имеет заметное влияни ...