Заключение

Не всем известно, что священные рощи язычников-мари - это не только места былых и нынешних молений, но еще и ландшафтные памятники, находящиеся под защитой государства. И памятников этих, по последним данным, в республике 328.

Любопытно проследить их географию. Например, в таком большом и богатом лесами районе, как Килемарский, имеется всего одна священная роща. Совсем нет их в Горномарийском и Юринском районах. Зато очень много в Новоторъяльском - 73. Далее следуют Сернурский район (67), Моркинский (53) и Волжский (41).

- Все объясняется просто, - говорит заведующая отделом этнографии Национального музея им.Т.Евсеева Надежда Большова. - Чем больше в районе марийского населения, тем больше священных рощ. Нынешний список составлен в основном со слов старожилов. Когда-то моления в рощах велись очень широко, но атеистическая политика советского государства сделала свое дело: сначала начались гонения на православие, затем у властей дошли руки и до язычества. И все же единичные моления фиксировались вплоть до конца сороковых годов прошлого века. А с объявлением перестройки священные рощи вновь стали оживать, началось возрождение традиционной религии мари.

Сейчас, напомним, государство не только не ставит священные рощи “вне закона”, а всячески их охраняет. Власть следит, чтобы эти территории не отводились под сельхозугодья, чтобы здесь не велись вырубки и не загрязнялись родники.

[1]Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003./ традиционное мировоззрение

[2]Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003./ традиционное мировоззрение

[3] Марийские культовые памятники Республики Марий Эл, Попов Н. С., Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, Йошкар-Ола, 1994.

[4] Приложение (Рис. 1.)

[5]Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003./ традиционное мировоззрение

[6]Котельничский календарь-альманах 1912

[7]Православный вестник 1862

[8]Православный вестник 1862

[9]Современный листок политических, общественных и литературных известий 1865

Похожие материалы:

Планы города Иркутска первой половины XIX века
План 1829 г. архитектурный план карта строительство иркутск В начале XIX века Строительным комитетом при Министерстве внутренних дел были разработаны архитектурные проекты жилых домов, которые предусматривали застройку не только губернс ...

Шавердовская гимназия
Внизу располагался магазин общества "Граммофон", магазин игрушек. Верхний этаж занимала Шавердовская гимназия, открытая в 1895 году вначале как женское училище 1-го разряда. Основательницей ее была сестра крестной матери худо ...

Поселение болгар на территории Буджака
В степях зелёных Буджака, Где Прут, заветная река, Обходит русские владенья, При бедном устье ручейка Стоит безвестное селенье; Семействами болгары тут В убогой дикости живут, Храня родительские нравы, Питаясь рук своих трудом И ...