Материальная и духовная культура Приенисейского края XVII века

Исторически сформированное культурное пространство Красноярского края имеет специфические черты, обусловленные уникальностью природно-географических условий, культурой, бытом и укладом многонационального населения края, и начинается еще со времен Приенисейского края.

В течение десятков веков освоение пространств Красноярского края происходило через смену общественных строев, различных культур и государственных образований. Общий ход исторического процесса коренных народов, обитавших в Приенисейском крае, был резко изменен событиями XVI-XVIII вв., связанными с началом освоения края русскими, поэтому культура жителей края имел свои особенности. Так, русские ставили рубленные одним топором избы на высоких жилых или хозяйственных подклетах. Устроенные в верхних венцах сруба небольшие слюдяные оконца, подклет и высокая крутая крыша придавали избе сходство с небольшим укреплением. В приполярных районах края жилые и хозяйственные постройки располагались в одну линию под одной крышей. Кроме таких жилых зимовьев, ставились и небольшие отъезжие зимовья с очагами из дикого камня. Жилой дом с хозяйственными постройками, окруженными высоким забором, составляли двор. Его обитателями чаще всего была большая неразделенная семья с женатыми сыновьями и братьями хозяина. Такой коллектив в 10-25 человек легче справлялся с трудностями первичного освоения края - поднимать целину, расчищать лес под пашню, заниматься различными промыслами и ремеслами, нести повинности казне. Села и деревни нашего края были малодворными. Только вокруг порубежного Красноярска располагались крупные укрепленные селения в несколько десятков дворов (например, Есаулово, Частоостровское и др.). Материальная культура народов края также имела свои особенности: чаще, чем в европейской России, они носили меховую одежду, шапки, обувь, рукавицы, хлопчатобумажные и шелковые рубахи, платки, сарафаны. Больше ели рыбы, дичи, меньше пользовались глиняной посудой.

Жители края обладали развитым практическим кругозором. Сибиряки как часть русского народа формировались из вольных переселенцев и землепроходцев. В большинстве своем это были люди предприимчивые, смелые, энергичные, любознательные, поэтому грамотность в крае была выше общероссийского уровня. Немало этих грамотных людей обучали детей на дому. На енисейском рынке пользовались спросом бумага, богослужебные и «учительные» книги. Читалась и местная сибирская литература. Есть известия, что в Енисейске и Туруханске велись летописи.

Любили на берегах Енисея и песни, особенно исторические о взятиии Казани, о Ермаке, о Степане Разине. Очень популярны были «потешные действа» народных певцов и актеров-скоморохов. Красноярцы также увлекались шахматами, лыжным катанием с гор, «шаром и мечем и бабками и городками и шахардою и свайкою», борьбой, конными скачками. Зимой, особенно в святочные праздники и на масленицу, любимым развлечением было катание на коровьих шкурах или на деревянных катках со специальных ледяных горок и просто с крутых берегов рек.

Казаки и промышленники прекрасно знали - географию, растительный и животный мир края и соседних крупных районов, племенной состав, язык и обычаи сибирских народов. Составленные землепроходцами сказки и чертежи «незнаемых» ранее мест содержат ценнейшие сведения по истории Сибири XVII в. На счету у русских первожителей много выдающихся географических открытий. Так, Хабаров, Атласов, Поярков, Москвитин и многие другие знаменитые землепроходцы были енисейскими казаками. О Приенисейском крае XVII в., его прекрасной природе и людях, их обычаях и культуре писали многие выдающиеся ученые и первые писатели того времени. Так, Спафарий писал боярину А. Матвееву об Енисейском уезде в 1675 г.: «Енисейская страна вельми хороша, будто Волоская земля. А река Енисей будто Дунай, самая веселая и великая. И дал бог изобилие всякое, хлеба много и детев и иное всякое довольство и многолюдство».

Похожие материалы:

Всеобщие духи
Для ненцев Вселенная делиться на три мира, населённых людьми, животными и различными божествами-духами, - Верхний, Средний и Нижний. Верхний мир (Нув, няны) состоит из семи слоёв; восьмой и девятый слои представляют собой бесконечное про ...

Обычаи и традиции даргинцев
Традиционный быт даргинцев обычно характеризуется как патриархально-феодальный или даже патриархально-родовой, но в нем мало и феодального, и патриархального (были пережитки). Отметим верховенство мужчин, старших, подчиненность жены мужу ...

Перекресток торговых путей
Задолго до строительства Троицкой крепости здесь была не глухомань «богом забытая», а места обитаемые кочевыми племенами скотоводов и, в частности, киргиз-кайсаками Среднего жуза (орды). Если посмотреть в глубины веков, обратиться к исто ...