Экспозиции музея

Страница 2

А в 1889 г. Владивосток официально стал морской крепостью. "30 августа …, в местной церкви, в присутствии генерал-губернатора, военных и гражданских властей, а также представителей города и массы публики, был отслужен благодарственный молебен. После этого состоялся парад войскам. По окончанию парада генерал-губернатор, командир порта, начальствующие лица и масса публики переехала к мысу Голдобина, где после торжественного освящения, был поднят крепостной флаг, которому тотчас отсалютовала крепость и стоявшие у мыса суда" (газета "Владивосток", № 36, 1889 г.).

В мае 1891 г. Владивосток посетил, совершающий ознакомительное путешествие по Дальнему Востоку, "Его Императорское Высочество, наследник императорского престола, цесаревич Николай". Принимал наследника в резиденции военного губернатора П. Ф.Унтербергер. В честь прибытия наследника "еще в начале года Думою было постановлено для увековечения памяти посещения Владивостока Его Императорским Высочеством Государем Наследником Цесаревичем построить на перекрестке Светланской и Прудовой улиц из камня и кирпича триумфальные ворота постановкою в них образа Св. Николая Чудотворца с неугасимою лампадою и ходатайствовать в установленном порядке о наименовании этих ворот Николаевскими" (Н. Матвеев).

В экспозиции 2-го зала и рассказывается обо всех этих событиях, а также представлены материалы о дальневосточном периоде деятельности П.Ф. Унтербергера.

Зал 3

Проект первого долговременной сухопутной линии обороны Владивостокской крепости был разработан в 1899 г. под руководством профессора Николаевской Инженерной Академии, полковника К.И. Величко. Общее направление сухопутной линии обороны было жестко задано приказанием военного министра генерала от инфантерии А.Н. Куропаткина. Эта линия проходила от Амурского до Уссурийского заливов поперек полуострова Муравьева-Амурского на расстоянии 3-5 километров. Линия обороны проекта 1899 г. представляла из себя долговременные опорные пункты, соединенные непрерывным рвом и валом. Морские подступы к Владивостоку защищали береговые батареи. Они выполнены, как правило, в долговременном варианте: бетонные брустверы и разделительные траверсы между орудийными двориками, в которых устраивали убежища для артиллеристов и хранилища боезапасов.

Одновременно с проектированием линии обороны Владивостокской крепостью, К.И. Величко занимался проектированием и строительством укреплений крепости Порт-Артур.

26 января 1904 г. началась русско-японская война с нападения отряда японских эскадренных миноносцев на российскую эскадру, стоявшую в Порт-Артуре. К началу военных действий Владивосток и Порт-Артур - основные военно-морские базы разрозненных сил российского тихоокеанского флота были далеки от завершения. Порт-Артур не представлял в этот период ни достаточно надежной крепости, ни оборудованной военно-морской базы, способной выдержать удары противника и обеспечить базирование кораблей. Такое же положение было и у Владивостока. К тому же две крепости, в силу своего географического положения оказались отрезанными друг от друга.

27 января 1904 г. крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" вынуждены были вступить в неравный бой с отрядом японской эскадры на рейде нейтрального порта Чемульпо. После полуторачасового неравного боя, оба русских корабля были затоплены своими экипажами. Этот неравный бой и героическая оборона Порт-Артура стали самыми яркими страницами русско-японской войны.

Согласно приказу № 22 от 1904 г. по Владивостокской крепости "27 января в виду начала военных действий с Японией крепость объявлена на военном положении". Во Владивостоке спешно велись работы по строительству и вооружению крепостных сооружений в этот период. Первое упоминание о появлении японских судов возле Владивостока появилось еще 12 февраля 1904 г. В 10 часов утра наблюдатели заметили японскую эскадру возле острова Русский, о чем незамедлительно было извещено командование крепости. "Батареи были в полной боевой готовности, наблюдение велось" (телефонограмма № 730). 22 февраля крепость в виду появления перед ней неприятеля была объявлена на осадном положении (приказ по крепости № 94). 22 февраля в 8.50 наблюдательный пост острова Аскольд донес о появлении с юга неизвестных судов. В 9.45 определено, что это неприятельская эскадра в составе 5-ти броненосных крейсеров и 2-ух легких крейсеров. Владивосток был подвергнут обстрелу. Крейсера японцев выпустили по городу около 200 снарядов. Командование крепости не забыло людей, которые проявили себя во время этого обстрела. Согласно приказу № 112 от 1904 г. "были пожалованы знаки отличия военного ордена отличившимся нижним чинам во время бомбардировки крепости: Евграфу Шилову, ефрейтору Дитиненко и унтер-офицеру военного телеграфа крепости Андрусенко, который был старшим на наблюдательном посту острова Аскольд и доносил обстоятельно о неприятельской эскадре, находясь даже в тылу".

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Структура городов
Цитадели являются обязательным элементом города. Это была наиболее укрепленная его часть. Так, цитадель Куйрук-тобе в VII-VIII вв. представляла собой постройку замкового типа, поднятую на пахсовую платформу высотой 10 м. Планировка цитаде ...

Свадебный наряд
На протяжении многих веков свадебный наряд несколько раз менялся, особенно у невесты. До конца 19 века во многих местах крестьяне венчались обычно в праздничном народном костюме (см. приложение), традиционном для той или иной местности. ...

Миграционные процессы сельской местности на Ставрополье
В крае можно отметить существенные внутрирегиональные различия по доле вынужденных мигрантов, прибывших на Ставрополье. Больше всего вынужденных мигрантов «принял» город Ставрополь(10% от общего количества). Вторая группа территорий – это ...