Плюрализм в национальной политике и межнациональное взаимодействие в условиях полиэтнической области

После распада СССР в современной России, в первые годы перестройки, отсутствовали какие-либо механизмы регулирования межнациональных отношений. Однако резкое обострение межнациональных противоречий в обществе продиктовало необходимость выработки органами государственной власти эффективной, перспективной, ситуационной национальной политики в целом как по стране, так и на местах.

Сегодня в России формируется правовая база межнациональных отношений: Указом Президента утверждена Концепция национальной политики Российской Федерации, принят ряд законов, в частности, «О национально-культурной автономии».

Оренбуржье в отличие от регионов России с элементами политической или военной конфронтации является регионом с устойчивой политической системой. Оренбургская область имеет политически влиятельных лидеров, обладает достаточно развитым экономическим потенциалом, не втянута в политические и межнациональные конфликты. Это в большей степени связано с тем, что первые руководители региона (глава областной администрации, председатель областного Законодательного собрания) уже длительное время находятся у власти и пользуются поддержкой населения.

В Оренбуржье органы государственной власти проводят национальную политику с учетом геополитического, социально-экономического, политического положения региона. Исторически сложилось так, что в Оренбуржье основными и доминирующими являются славянские, тюркские, финно-угорские народы. Заселение и хозяйственное освоение обширного края крестьянами разных национальностей, с одной стороны, соседство с районами традиционного проживания татар, башкир, казахов, чувашей, с другой стороны, это и наложило своеобразный отпечаток на национальный состав населения области. Татары и русские за многие столетия совместного проживания сумели найти формы толерантного существования. Поэтому отношения православия и ислама в целом носят терпимый характер. Татарский вариант ислама сегодня называют «евроисламом», т.к. он очень прагматичен. Наблюдается политизация ислама. Представители общества «Hyp», «Союза мусульман России» в период выборных кампаний активно используют священнослужителей, мечети, паству для достижения своих целей. В свою очередь, это вызывает неадекватную реакцию у определенной части русского населения.

Восприятие одних этнических групп и выражение антипатий к другим является качественным показателем социальной и этнической толерантности. Сравнивая изучаемые нами национальные группы, следует отметить, что ксенофобия более свойственна русской молодежи, среди которой 36% выразили нежелание явное нежелание контактировать с представителями некоторых народностей. Ксенофобию по отношению к другим можно отметить и у татар (выразили 22% опрошенных).

Полное неприятие наблюдается у татар и к проблеме возрождения казачества.

Оренбург - казачий край. Существовавшее ранее Оренбургское казачье войско было многонациональным, где служили также и татары. Сегодня казачество возрождается. Однако отношение к данной этнической общности неоднозначное, особенно у татар. Только 7% татар, проживающих в области, считает возрождение казачества в целом положительным явлением, 43% ответили отрицательно, 50% затруднились с ответом28. Причина неадекватного восприятия казачества в том, что созданные казачьи организации, как правило, за редким исключением, мононациональны. Организуются казачьи сходы в большинстве русских бывших казачьих станиц. Да и порой непродуманные программы, заявления казачьих лидеров настораживают представителей татарского населения, а порой встречают полное непонимание у татарского населения.

Таким образом, процессы, происходящие в обществе, оказывают существенное влияние на межнациональные контакты в регионах с полиэтническим составом населения, коим и является Оренбуржье. И поэтому проблема совместимости культур приобретает сегодня важное значение приобретает как фактор стабильности и межкультурного сотрудничества.

Похожие материалы:

Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца
Коротко о главном Тип постройки: Церковь. Престолы: Георгия Победоносца Дата постройки: Между 1895 и 1903. Адрес: г. Краснодар, ул. Седина, 170 (угол ул. Северная) История этого дивного храма, одного из самых прекрасных памятников це ...

Виды кимоно
Современные кимоно уже не так сложны, как были когда-то. Кимоно, одеваемое на фестивали и другие неофициальные мероприятия, может иметь всего два слоя или даже один – с ложным вторым воротничком. Такие кимоно, как правило, имеют самый про ...

Обзор культуры Вологодского края в 18 веке
Значение Вологды с конца XVII в. заметно уменьшается[2]. С построением Петербурга она оказывается в стороне от торговых путей и превращается в заштатный провинциальный город, в котором самыми яркими событиями были пожары (1762, 1769, 1773 ...