Копорье

Страница 1

Копорье

На северо-западе Ленинградской области, на краю Ижорской возвышенности находится один из самых замечательных памятников русского средневекового оборонительного зодчества — Копорская крепость. Ока расположена всего в 12 км к югу от Финского залива и занимает небольшую площадку высокого скального мыса. С южной и юго-западной сторон крепость защищена глубоким и широким оврагом, по дну которого протекает речка Копорка. В те времена, когда возводилась крепость, Копорка была значительно полноводнее, и побережье Финского залива было ближе. Крепость находилась непосредственно на берегу Финского залива, ведь только за последние двести лет море отступило к северо-востоку на 5 км. Сейчас древний берег (глинт) пролегает от Копорья до поселка Котлы. Широка я впадина, находящаяся северо-западнее глин та, представляла собой великолепную морскую гавань. Сеqчас эта впадина заросла лесом и в ней находится озеро Копанское. С восточной и северной сторон был вырыт искусственный ров.

История крепости Копорье восходит к далекому XIII веку. Сначала здесь был небольшой древнерусский погост в земле подвластного Новгороду племени водь. Обитали в районе Копорья и представители другого, родственного води, племени — чуди. Погост входил в состав Водской пятины.

В 1237 году к Тевтонскому ордену присоединились остатки Ордена меченосцев, потерпевшего незадолго до этого поражения от русских литовцев. В результате этого объединения образовалось отделение Тевтонского ордена в Лифляндии и Курляндии — Ливонский орден. И уже зимой 1240 года ливонцы предприняли поход в землю води и чуди. Им удалось захватить и сжечь до основания погост, а на этом месте была построена небольшая деревянная крепость. Местное население было обложено непосильной данью. Таким образом, на северо-западных рубежах русского государства появился вражеский форпост.

В 1241 году новгородское войско, в состав которого входили ладожане, карелы и ижеряне, во главе с приглашенным из Переяславля князем Александром (в скором времени названым Невским) напало на крепость. Новгородская летопись сообщает следующее по поводу этих событий: «Въ лето 6749. Приде Александръ князь въ Новъгородъ, и ради быша Новогородци. Того же лета поиде князь Александръ на Немци на городъ Копорье, съ Новогородци, и съ Ладожаны, и съ Корелою, и съ Ижеряны, и взя городъ, а Немци приведе въ Новъгородъ, и инехъ пусти по своей воли; а Вожанъ и Чюдцю переветникы извеша». Что интересно, часть пленных немцев князь Александр отпустил на свободу, а изменники из числа местной знати были казнены. После захвата крепости все укрепления были срыты.

В 1256 году Александр Невский вновь побывал в Копорье. Здесь шла подготовка к походу против шведов, обосновавшихся в землях финского племени емь на северном побережье Финского залива. Новгородская дружина пошла в земли еми зимой по льду залива. Тяжелый и даже в какой-то степени трагический поход увенчался успехом — шведы были разгромлены.

Следующая страница в истории Копорья связана с именем князя переяславского, владимирского, новгородского Дмитрия Александровича — сына Александра Невского. Великий князь решил воздвигнуть на северо-западе, вблизи границ русской земли, крепость, которая могла бы послужить ему опорой в непредвиденных обстоятельствах. Как сообщает новгородская летопись, в 1279 году «испроси князь Дмитрей у Новагорода поставити себе городъ Копорию, и шедъ самъ срубиши». Так в 1279 году в Копорье была построена небольшая деревянная крепость. В следующем 1280 году деревянные укрепления заменили каменными. «Князь великий Дмитрий, с посадннкомъ Михаиломъ и съ большими мужи, ехавши обложи городъ камень Копорню».

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие материалы:

Вологда – административный и торговый центр вологодской губернии
Советский герб Вологды утверждён 31 мая 1967 года Вологодским горисполкомом. Автор проекта - Владимир Иванович Михайлов. "Герб представляет собой четырехугольник с заострением нижней грани. Четырехугольник разделен кружевной лентой ...

Древние тюрки
Древние тюрки принадлежали к миру кочевых обществ, роль которых в этнической истории Старого Света чрезвычайно велика. Перемещаясь на огромные расстояния, смешиваясь с оседлыми народами, кочевники - номады - не раз перекраивали этническую ...

Этнический стереотип и этнический образ
Жизнь каждого этноса проходит в относительно одинаковых условиях совместного существования, что вполне закономерно порождает у членов этнического сообщества единство взглядов на один и тот же предмет, общие критерии оценки, сходные способ ...