Хозяйственное развитие Тульского края в XVII веке

Страница 1

С созданием Белгородской засечной черты и воссоединением Украины с Россией наш край перестаёт быть пограничной окраиной, боевым лагерем и получает более благоприятные, чем прежде, возможности для хозяйственного развития. Усиленно распахивались местные плодородные земли. Значительно выросла численность населения, прежде всего за счёт переселенцев из более северных участков страны. Росла и феодальная эксплуатация крестьянства. Попадали в кабалу, становились крепостными и многие из тех, кто был до той поры свободным.

О росте числа крепостных крестьян в нашем крае в XVII в. красноречивые данные сохранились в тогдашних писцовых книгах. Так, например, по Тульскому уезду в 1628-1678 гг. насчитывалось крестьян:

1628г.

1646г.

1678г.

Крестьян светских феодалов

3539

9940

14523

Крестьян духовенства

347

874

2565

Среди вотчинников, владевших землями и крестьянами в нашем крае, оказывается, уже в начале XVII в. был и сам царь Борис Годунов. В Белёвском уезде ему принадлежало село и 12 деревень с 342 дворами крестьян и холопов. Изданный им в 1602 г. указ, разрешавший переход крестьян от мелких и средних землевладельцев к крупным, был, таким образом, выгоден и ему самому как крупному феодалу. После смерти царя Бориса его вотчиной завладел новый царствующий крупный феодал – Василий Шуйский.

Царские вотчины в XVII в., которыми ведал Тайный приказ, были в нашем крае и при царе Алексее Михайловиче: это «государева десятинная пашня» (в Дедиловом уезде, в Богородицком и Дедилове – на краю Дикого поля). В Богородицком уезде десятинные и крестьянские поля составляли во второй половине XVII в. 46 тысяч «четей», т.е. более 100 тысяч гектаров земли. Крестьян же, приписанных к этой вотчине, насчитывалось 622 двора., что по тогдашним меркам оказывалось недостаточно для обработки таких земельных площадей. Попытки привлечь к этой работе служилых людей из «окольных дворов» к успеху не приводили, так как они в большинстве своём её саботировали. С трудностями проходило и переселение сюда крестьян из других царских вотчин.

Для организации казённого пашенного хозяйства в районах, близких к военной окраине страны, изыскивались подходящие земли. Воевода, назначенный в Дедилов в 1659 г. получил наказ: «Будучи на Дедилове, рассмотреть порозжих и угожих земель и сенных покосов и рыбных ловель и всяких угодей, и обыскать, где б мочно поселить крестьян 200 семей дворами» и «на угодной порозжей земле посеять яровова хлеба 200 десятин нынешним летом…»

Если в Дедилове это, пусть и с немалыми трудностями, сделать удалось, хотя и не полностью, то в Венёве подобный замысел царских властей оказался неосуществимым. Видимо, уже не оставалось здесь «порозжих» земель, на всех были «испомещены» служилые люди.

После уменьшения опасности разорительных набегов «крымских воинских людей» с 30-х годов XVII в. заметно усиливается освоение земель южнее Тульской засечной черты. Под защитой лесов и укреплённых городов здесь развиваются хозяйства старых и новых вотчинников и помещиков, беззастенчиво усиливавших эксплуатацию зависимых от них крестьян. В писцовых книгах Тульского уезда 1678г. часты пометы о том, что крестьяне из местных деревень переведены их владельцами в Дедиловский, Соловский, Чернский уезды. Нередки пометы: «дворы пусты», «крестьяне бежали в прошлых годах и ныне в бегах», «бежали с семьями», «отданы в приданое», «взяты за скудостью на вотчинный двор», «достались по разделу», «умре». За каждой такой пометой – жизненные судьбы и беды местных крестьян. О некоторых крестьянах записано: «живут в Туле на кузнечной работе», «один в Веневе в пушкарях», «один мельник вопче с братом», «живёт в дворниках на монастырском дворе», «на Туле на посаде на оброке», «у найму у посадского человека», «кормится по миру…»

Наибольшее число крепостных душ по переписи 1678 г. числилось тогда (без дворцовых крестьян) в уездах: Каширском – 27,5 тысячи, Белевском – 27 тысяч, Тульском – 17 тысяч, Алексинском – 16 тысяч, Крапивенском, иначе Соловском – 12,5 тысячи. Сравнительно небольшое число крепостного населения записано было тогда в Чернском уезде – пять тысяч, Одоевском – четыре с половиной тысячи, Ефремовском – одна тысяча.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Астраханский поэт Мажлис Утежанов
«Я – русский казах» - так гордо писал о себе в стихах наш земляк, поэт и прозаик Мажлис Утежанов. 6 сентября ему бы исполнилось 70 лет. (1935-1998). Он родился в селе Алтынжар Володарского района. Первые стихи начал писать рано, еще в ш ...

Цыганский национальный костюм
Весьма распространённой является точка зрения, что цыганский народный костюм у женщин всегда был ярким и дополнялся монистами. Ряд авторов признаёт, что покрой одежды испытал влияние разных культур, но в целом, по их утверждению, элементы ...

Майкопская археологическая культура
Майкопская культура названа по имени кургана, раскопанного в 1897 в Майкопе (ныне пересечение улиц Курганная и Подгорная в г. Майкопе). Люди, создавшие майкопскую культуру жили в конце четвертого - начале третьего тысячелетий до нашей эры ...