История изучения северокавказского мусульманского города: системный анализ источников и эволюции развития

Страница 3

Солидная источниковедческая база, успешная дешифровка многочисленных эпиграфических памятников Дербента и материалы многолетних археологических раскопок, проводившихся здесь в 1970 – 1995 гг., позволяют использовать весь комплекс этих источников, которые дополняются прекрасно сохранившейся древней фортификацией и архитектурой города. Комплексное использование всего круга названных источников позволяет в значительной мере восполнить недостатки каждого из них, ликвидировать существующие здесь пробелы и дает возможность успешно воссоздать основные аспекты средневековой истории важнейшего мусульманского города Северного Кавказа.

В отличие от многих других городов региона домонгольской поры Дербент был широко известен средневековым историкам и географам и сведения о нем имеются во многих нарративных и литературных источниках мусульманского и христианского мира, многих средневековых стран Ближнего и Среднего Востока, Закавказья, Средней Азии, Восточной и Западной Европы.

Особая роль Дербента в охране северных границ Арабского ха­лифата, о чем свидетельствует уже само арабское название города – Баб ал-абваб (Ворота всех ворот), - его торгово-экономическое и политическое значение привлекали к этому исламскому центру Кавказа широкое внимание средневековых историков и географов. Среди многочисленных сочинений, в которых освещаются те или иные аспекты политической истории и социально-экономического развития Дербента IX-X вв., выделяются труды таких известных авторов, как Баладзори, Я´куби, Ибн Хордадбех, ат-Табари, ал-Куфи, Мас´уди, ал-Истахри, Ибн Хаукал, ал-Мукаддаси и др.

Это было время расцвета арабской географической и истори­ческой науки в халифате [1] - в данный период крупнейшего государ­ства мусульманского Востока, в которое вошел Дербент и где скла­дывались общая культура, торгово-экономические связи, язык, пись­менность и религия.

Особую ценность среди нарративных источников XI-XШ вв. пред­ставляют местные исторические хроники, важнейшими из которых яв­ляются: "Тарих Баб ал-абваб" (История Дербенда), "Рейхан ал-хакаик ва бустан ад-дакаик" (Базилик истин и сад тонкостей), "Тарихи Дербенд-наме" (Исто­рия Дербенда).

"Тарих Баб ал-абваб" содержит ценнейшие материалы по поли­тической истории Дербента X-XI вв., острой социальной борьбе внутри дербентского общества, рисует расстановку сил в нем, сос­ловные противоречия и социальную опору противоборствующих группи­ровок, показывает сложные взаимоотношения эмиров города с феодаль­ными правителями Кавказа. Важны сведения источника по социальной структуре экономической и политической жизни мусульманского города, исторической топографии феодального Дербента.

Не менее ценно для истории города недавно обнаруженное известным арабистом М.-С. Саидовым сочинение дербентского ученого XI в. Абу Бакра Мухаммеда ад-Дербенди "Рейхан ал-хакаик ва бустан ад-дакаик", ри­сующее Дербент как один из крупных очагов суфизма на средневековом Востоке. Этот, пока неизданный, источник содержит очень важные сведения о городском ремесле, социальной структуре дербентского общества, этническом составе городских низов, их идеологических представле­ниях, категориях ремесленников и мелких торговцев, о суфийских шейхах и уровне их влияния на городской люд мусульманского северокавказского города.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца
Коротко о главном Тип постройки: Церковь. Престолы: Георгия Победоносца Дата постройки: Между 1895 и 1903. Адрес: г. Краснодар, ул. Седина, 170 (угол ул. Северная) История этого дивного храма, одного из самых прекрасных памятников це ...

Развитие письменности
Наряду с арабской у горцев в XIX веке развивалась собственная письменность. Около 1821 года соста­вил адыгскую (черкесскую) азбуку шапсуг Эфенди Магомет Шапсугов. В конце 30-х годов XIX века Гра-щилевский создал черкесский алфавит, по кот ...

Обработка шкур
Инструментами для обработки шкур копытных зверей являлись разного рода скребки (шидывун, нючивун, чучун), кожемялки (кэдэрэ) и ножи для разрезания. Все они хранились в длинной, богато орнаментированной сумке (ук, урук, кэдэрэрук) и были п ...