История изучения северокавказского мусульманского города: системный анализ источников и эволюции развития

Страница 2

Огромную роль в превращении Дербента в один из самых крупных городов средневекового Кавказа, кото­рому уступали столь значительные центры как Тбилиси, Ардебиль, Шемаха, Байлакан и другие, сыграло разви­тие международной торговли в Западном Прикаспии и Поволжье. Дербент выступал главным посредником в товарообмене между мусульманским Востоком и «се­верными странами» (Хазария, Древняя Русь, Волжская Булгария, Скандинавия).

Важное значение в развитии этих экономических связей имел «Великий Шелковый путь», одним из ответвле­ний которого являлись прикаспийские трассы.

Уже Александр Македонский, а вслед за ним его сподвижник Селевк I, пытались найти пути через Севе­ро-Западный Прикаспий в Индию и дальше в Китай. Позднее подобную попытку предполагал повторить рим­ский император Нерон, при котором начала функциони­ровать морская трасса «Великого шелкового пути» от Адена до Индии.

Северный или степной вариант «Великого шелково­го пути», пролегавший через Северный Прикаспий и Кавказ начал функционировать в раннесредневековый период, когда Византия попыталась подорвать монополию Сасанидского Ирана на торговлю шелком по тра­диционным маршрутам. С этого времени через Дер­бент стали соединяться северная и южная ветви «Ве­ликого шелкового пути». Особого размаха международ­ная торговля в Западном Прикаспии достигла в араб­ское время, когда Дербент превратился в главный тран­зитный пункт товарообмена между «севером» и «югом», стал основным «складским местом» для товаров «мусульманских стран» и «северных стран невер­ных».

В этот период происходит превращение Дербента в крупнейший домонгольский мусульманский город Кав­каза и всего Арабского халифата. Быстрый экономиче­ский расцвет города способствовал бурному тер­риториальному его росту, сложению основных час­тей городской структуры, своеобразной квартальной застройки. Это время особенно интересно для исследо­вания тем, что именно на данный этап приходится за­вершающая стадия формирования исторической топо­графии раннемусульманского города. Этот третий период сложения исторической топографии сред­невекового Дербента, завершил сложный и длительный процесс формирования раннемусульманского города, начатый еще в первых двух периодах - древнем и раннесредневековом, т.е. задолго до проникновения сюда арабов и ис­лама.

Проблемы, связанные с исследованиями генезиса и путей развития средневекового мусульманского города сложны и многогранны. Они включают в себя вопросы его возникновения и территориального роста, сложения городской структуры и планировки, развития экономики и товарообмена, периодизации и ориентации ремесленного производства и торговли, углубления процессов феодализации и урбанизации местного общества. Решение этих сложных вопросов истории изучения мусульманского города требует привлечения широкого круга самых разнообразных источников. В этом плане наиболее значимым, эталонным памятником является средневековый Дербент – один из самых значительных мусульманских городов Кавказа, нашедший отражение в разнообразных и разноэтнических источниках, рисующих его как важный военно-политический и торгово-экономический центр всего Ближнего Востока.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

История развития города Омска
Омск был основан в 1716 г. как крепость, форпост для освоения новых земель. В XVIII веке город, разросшийся вокруг крепости, стал крупным административным и военным центром, сыгравшим большую роль в освоении края и распространении более р ...

Культура местного населения
Всестороннее специальное научно-этнографическое исследование жизни чукчей было осуществлено В. Г. Богоразом. Богораз видел преемственность поколений каждого народа в самобытности - лишь ему принадлежащем образе жизни, мыслей и во взглядах ...

Открытие пароходного движения по Енисею
Главной транспортной артерией был Великий сибирский тракт. Натуральные и денежные повинности по обслуживанию тракта являлись тяжелым бременем для городских обывателей. Но, несмотря на возрастающие поборы, состояние тракта и дорог в предел ...