История изучения северокавказского мусульманского города: системный анализ источников и эволюции развития
Огромную роль в превращении Дербента в один из самых крупных городов средневекового Кавказа, которому уступали столь значительные центры как Тбилиси, Ардебиль, Шемаха, Байлакан и другие, сыграло развитие международной торговли в Западном Прикаспии и Поволжье. Дербент выступал главным посредником в товарообмене между мусульманским Востоком и «северными странами» (Хазария, Древняя Русь, Волжская Булгария, Скандинавия).
Важное значение в развитии этих экономических связей имел «Великий Шелковый путь», одним из ответвлений которого являлись прикаспийские трассы.
Уже Александр Македонский, а вслед за ним его сподвижник Селевк I, пытались найти пути через Северо-Западный Прикаспий в Индию и дальше в Китай. Позднее подобную попытку предполагал повторить римский император Нерон, при котором начала функционировать морская трасса «Великого шелкового пути» от Адена до Индии.
Северный или степной вариант «Великого шелкового пути», пролегавший через Северный Прикаспий и Кавказ начал функционировать в раннесредневековый период, когда Византия попыталась подорвать монополию Сасанидского Ирана на торговлю шелком по традиционным маршрутам. С этого времени через Дербент стали соединяться северная и южная ветви «Великого шелкового пути». Особого размаха международная торговля в Западном Прикаспии достигла в арабское время, когда Дербент превратился в главный транзитный пункт товарообмена между «севером» и «югом», стал основным «складским местом» для товаров «мусульманских стран» и «северных стран неверных».
В этот период происходит превращение Дербента в крупнейший домонгольский мусульманский город Кавказа и всего Арабского халифата. Быстрый экономический расцвет города способствовал бурному территориальному его росту, сложению основных частей городской структуры, своеобразной квартальной застройки. Это время особенно интересно для исследования тем, что именно на данный этап приходится завершающая стадия формирования исторической топографии раннемусульманского города. Этот третий период сложения исторической топографии средневекового Дербента, завершил сложный и длительный процесс формирования раннемусульманского города, начатый еще в первых двух периодах - древнем и раннесредневековом, т.е. задолго до проникновения сюда арабов и ислама.
Проблемы, связанные с исследованиями генезиса и путей развития средневекового мусульманского города сложны и многогранны. Они включают в себя вопросы его возникновения и территориального роста, сложения городской структуры и планировки, развития экономики и товарообмена, периодизации и ориентации ремесленного производства и торговли, углубления процессов феодализации и урбанизации местного общества. Решение этих сложных вопросов истории изучения мусульманского города требует привлечения широкого круга самых разнообразных источников. В этом плане наиболее значимым, эталонным памятником является средневековый Дербент – один из самых значительных мусульманских городов Кавказа, нашедший отражение в разнообразных и разноэтнических источниках, рисующих его как важный военно-политический и торгово-экономический центр всего Ближнего Востока.
Похожие материалы:
История и достопримечательности Среднего Урала
Археологические находки свидетельствуют о том, что древнейший человек на Среднем Урале жил более 50 тысяч лет назад. Стоянка первобытных людей позднего палеолита обнаружена у Медведь-Камня в районе Нижнего Тагила. Населенные пункты Шарташ ...
Транссибирская железнодорожная магистраль
Развитие пароходства способствовало ослаблению остроты транспортной проблемы, но не могло снять ее окончательно. Решение транспортной проблемы сибирские власти связывали со строительством железной дороги. В 80-е годы в русском обществе ши ...
Ориентиры ценностей
Золотые ворота.
Золотые Ворота принадлежат к числу уникальных исто-рико-архитектурных и военно-инженерных памятников Руси. Они построены в 1164
году в качестве главных ворот столицы могучего Владимиро-Суздальского княжества. Если вспомн ...