Декоративно-прикладное искусство

Страница 2

Любовь к своему городу устюжане выражали в многочисленных панорамах, помещаемых на самых разнообразных предметах. Один из крупных потомственных мастеров XIX века Михаил Кошков украсил видами города комплект чайных ложек. Несмотря на миниатюрные размеры, тонко награвированные пейзажи достоверно передают основные архитектурные ансамбли знаменитой набережной Великого Устюга. Успехи устюжан побудили к аналогичным пробам и вологодских мастеров. В 1837 году Иван Зуев поместил на гладком фоне серебряного подноса вид на вологодский Софийский собор. Тонкой штриховой гравюрой исполнен не только архитектурный пейзаж, но своего рода жанровая зарисовка города того времени.

Резьба по бересте (шемогодская резьба)

Характерно устюжское народное художественное ремесло, известное здесь с конца XVIII века. Местом его бытования был не город, а пригородные деревни, расположенные на противоположном от Великого Устюга берегу Северной Двины. По наименованию протекающей здесь речки Шемогсы, резьба по бересте иногда именуется «шемогодской резьбой». В деревнях, расположенных по берегам Шемогсы, еще в XVIII веке крестьяне научились искусству сквозной прорези и тиснения по бересте.

Высоким мастерством резьбы по бересте славилась шемогодская деревня Курово-Наволок, а наиболее талантливым резчиком-художником был И.А. Вепрев, крестьянин этой известной деревни.

Художественные особенности резьбы по бересте обусловлены свойствами материала: береста от молодой березы, мягкая и податливая под ножом резчика, уверенная рука которого легко вырезает мотив рисунка по наметке, а иногда просто «по памяти». После этого пластина бересты наклеивалась на изделие, выполненное обычно из мягкой древесины (осины), иногда фон подкрашивался или подклеивалась цветная фольга.

Шемогодскую резьбу отличал традиционный растительный мотив: тонкая ветвь вместе с листвой, плавно изгибаясь, заполняла все поле резьбы узорным кружевом. Часто в растительные орнаменты мастера вводили геометрические узоры из кругов, ромбов - «пряников», овалов, сегментов. Композицию строили по принципу четкой симметрии. Завершали рисунок каймой из листьев, треугольников, волнистых линей, сеточки. Выделяются произведения с сюжетными композициями: от галантных сцен из дворянского быта, чаепитий и гуляний по сказочным садам в XVIII - начале XIX века - до отражения бытовых крестьянских занятий: охоты, рыболовства в конце XIX - начале XX века.

Страницы: 1 2 

Похожие материалы:

Этно-иноверцы в Имамате Шамиля
Одним из важных и недостаточно еще изученных вопросов в истории Имамата XIX в. является вопрос, который мы условно обозначили как «проблема волонтерства» (ПВ). В данном случае это понятие (ПВ) подразумевает всестороннее рассмотрение причи ...

Астрахань в годы ВОВ
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. явилась труднейшим испытанием, наиболее тяжелым периодом в истории нашей страны. Астраханцы, как и весь советский народ, с первых дней войны мобилизовали усилия на оказание помощи фронту, на созда ...

Дела заводские
Весь пореформенный период нижнетагильское хозяйство считалось самым крупным из горнозаводских округов Урала. В 1895 году на тагильском заводе было нанято 1733 человека. Всего в горном округе Демидовых работало 16882 человека, том же году ...