Заключение

Под непосредственным воздействием социально-экономического и правового положения складывалось общественное сознание крестьянства: комплекс представлений о природе и обществе, чувства, настроения, чаяния и т.д. В общественном сознании, психическом складе народа отражаются исторически сложившиеся условия и особенности жизни этноса, демографические, природно-климатические факторы. Природные условия в основном определяют традиционные формы труда, а они, в свою очередь, формируют психический склад народа и его общественное сознание. «Близкие» отношения с природой (длительное сохранение охотничьего промысла, бортничество и т.д., т.е. экстенсивных форм отношений с природой) формировали эмоциональную сдержанность, наблюдательность. Отличное знание природы позволяло угадывать погоду на длительный срок и соответственно выбирать ту или иную тактику в хозяйственных делах. Усиливала влияние природы и религия удмуртов, строившаяся в основном на обожествлении различных сил природы. Не менее важным фактором, определявшим общественный быт удмуртских крестьян в период феодализма, была община, как исторически сложившийся социальный организм. Она помогал крестьянам организовывать сельскохозяйственное производство, объединяла их против эксплуатации и притеснения государства. Естественно, что крестьянин не мыслил свое существование вне общины (и связанных с ней обычаев), в которой он видел гарантию права, порядка, справедливости. Особенно это приложимо к удмуртскому крестьянству, которое в условиях национального гнета, насильственной христианизации, интенсификации миграционного потока русских крестьян в традиционные места его обитания, начинало видеть в общине едва ли не единственную гарантию жизни и деятельности.

Однако в позднефеодальный период определенное влияние на общественный быт и сознание крестьянства стали оказывать постепенно развивавшиеся товарно-денежные отношения, трансформирующие патриархальные сельские традиции. Личные интересы крестьянства и его семьи начинают сталкиваться с интересами общины. Хотя и медленно, но внутри удмуртского общества происходит постепенная индивидуализация крестьянского сознания. В качестве основных черт народа отмечаются смиренность, честность, миролюбие, гостеприимство, трезвость, склонность «…более к веселию, нежели к печали, понятливость, наблюдательность. В качестве наиболее характерной для удмуртов черты отмечается их большое трудолюбие».

Таким образом, подводя итог исследования можно сделать ряд выводов:

1. Удмуртская нация начала ограничивать себя от других наций (татар, русских) в процессе экономического и политического развития;

2. Семейные отношения строятся по патриархальному укладу, члены семьи подчиняются традициям и сложившемуся с древних времен укладу жизни;

3. В современном мировоззрении удмуртов эта взаимосвязь в некоторой степени до сих пор определяет специфику национальных отношений и миропонимания.

Основная тема моей работы раскрыта достаточно полно, но без внимания остались ряд вопросов, которые очень волнуют современных этнографов: взаимосвязь развития удмуртского и русского уклада жизни, сопоставление древнего обряда и современного, вопрос происхождения удмуртской обрядности, проблема «умирания» удмуртской культуры в современном обществе. Все эти вопросы требуют доработки или внимательного изучения как со стороны этнографов, так и со стороны краеведов.

Похожие материалы:

Сочельник (Сочевник)
Народное название кануна праздников Рождества Христова и Крещения. Слово «сочельник» восходит к словам «сочиво» и «сочень», которые в свою очередь произошли от «сок». Сочивом у русских называли сок или молоко из семян, а также кушанье, с ...

Троицкий собор
Каменный Троицкий собор был построен в 1696 году на средства архимандрита Московского Спасо-Андроникова монастыря Феодосия, в прошлом священника Троицкого собора. До появления каменного храма на этом месте в крепости стоял деревянный собо ...

Борисоглебск, как много в этом слове
Несмотря на шутливую интерпретацию классика, топонимика, точнее этимология, «Борисоглебск» с его производными довольно обширная. В феврале 1972г. газета «Строитель коммунизма» опубликовала небольшую статью о городе Даугавпилсе (тогда - Л ...