Типология пользователей краеведческих документов
Организовать должным образом обслуживание в библиотеке невозможно без знания основных групп читателей, пользующихся услугами библиотеки. В основе дифференциации читателей лежит, как известно, учет их общеобразовательного уровня, профессиональных интересов, психологических и возрастных особенностей.
В индивидуальной и массовой работе с краеведческой литературой необходимо учитывать интересы таких групп читателей, как:
Ø руководители всех рангов (тематический диапазон информационных потребностей их отличается широтой, при этом чем выше ранг руководителя, тем многоаспектнее его информационные потребности);
Ø специалисты, занятые в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры (на содержание информационных потребностей специалистов существенное влияние оказывает область науки или отрасль производства, в которой они работают, а также место работы, занимаемая должность и т.д.).
Ведя индивидуальную краеведческую работу с пользователями библиотеки, нужно иметь представление об их уровнях познания края, ибо это важный показатель краеведческого развития личности. Он выступает для библиотекаря ориентиром в осуществлении индивидуального подхода к каждому читателю и в совершенствовании всей краеведческой работы, направленной на формирование и развитие социокультурных краеведческих потребностей читателей. Можно выделить следующие уровни познания своего края у читателей библиотеки:
Ø нулевой – о крае нет ни эмпирических, ни теоретических знаний (например, у только что въехавших на территорию края людей, никогда ранее в нем не проживавших);
Ø эмпирический – наличие лишь житейских познаний о крае;
Ø теоретический – наличие лишь теоретических знаний о крае;
Ø теоретико-эмпирический – сочетание и взаимодействие в сознании как теоретических, так и эмпирических знаний о крае.
Ø У разных категорий читателей интерес к краю имеет различную направленность, в частности, он вызван таким фактором, как степень связи с краем. Специфика, особенности этого интереса проявляются не совсем одинаково у тех, кто:
Ø родился и постоянно живет в крае (библиотечная задача – помощь в изучении, осмыслении особенностей края, его истории, экономики, культуры);
Ø прибыл в данный край на некоторое время (библиотечная задача – обеспечивать ознакомление с краем и его достопримечательностями);
Ø недавно переехал в край на постоянное место жительства (библиотечная задача – помочь адаптации в новых условиях, нахождению связей, общности с местом, откуда человек приехал);
Ø вернулся на родину предков после длительного отсутствия (библиотечная задача – развитие стремления к восстановлению знаний о крае).
Перечисленные читательские группы не исчерпывают всех возможных вариантов дифференциации читателей и не выделяются в стабильные группы наряду с теми основными категориями читателей, в соответствии с которыми создается в библиотеке структура обслуживания.
Похожие материалы:
История Щучина – история Первомайской деревни до середины ХХ в.
История деревни Первомайская неразрывно связана с историей города Щучина.
История Щучина началась с 11 ноября 1436 г., когда был основан костел. Одним из основателей являлся трокский воевода Петр Лелюш - о нем напоминает название деревни ...
Ювелирное дело на селе
Формы для литья
Среди различных технических приемов древнерусских ювелиров на первое место нужно поставить литье. Это наиболее старый прием, известный населению Восточной Европы еще с эпохи бронзы. Металл расплавляли в глиняных тиглях п ...
Культурная жизнь Приенисейского края XVIII
- начале XIX века
В первой половине XVIII в. наш край в своем поступательном развитии сделал значительный шаг вперед, хотя преобразования Петра I в области культуры слабо затронули Сибирь. Новое пробивало себе дорогу крайне медленно. Первая «специальная» ш ...