Типология пользователей краеведческих документов

Организовать должным образом обслуживание в библиотеке невозможно без знания основных групп читателей, пользующихся услугами библиотеки. В основе дифференциации читателей лежит, как известно, учет их общеобразовательного уровня, профессиональных интересов, психологических и возрастных особенностей.

В индивидуальной и массовой работе с краеведческой литературой необходимо учитывать интересы таких групп читателей, как:

Ø руководители всех рангов (тематический диапазон информационных потребностей их отличается широтой, при этом чем выше ранг руководителя, тем многоаспектнее его информационные потребности);

Ø специалисты, занятые в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры (на содержание информационных потребностей специалистов существенное влияние оказывает область науки или отрасль производства, в которой они работают, а также место работы, занимаемая должность и т.д.).

Ведя индивидуальную краеведческую работу с пользователями библиотеки, нужно иметь представление об их уровнях познания края, ибо это важный показатель краеведческого развития личности. Он выступает для библиотекаря ориентиром в осуществлении индивидуального подхода к каждому читателю и в совершенствовании всей краеведческой работы, направленной на формирование и развитие социокультурных краеведческих потребностей читателей. Можно выделить следующие уровни познания своего края у читателей библиотеки:

Ø нулевой – о крае нет ни эмпирических, ни теоретических знаний (например, у только что въехавших на территорию края людей, никогда ранее в нем не проживавших);

Ø эмпирический – наличие лишь житейских познаний о крае;

Ø теоретический – наличие лишь теоретических знаний о крае;

Ø теоретико-эмпирический – сочетание и взаимодействие в сознании как теоретических, так и эмпирических знаний о крае.

Ø У разных категорий читателей интерес к краю имеет различную направленность, в частности, он вызван таким фактором, как степень связи с краем. Специфика, особенности этого интереса проявляются не совсем одинаково у тех, кто:

Ø родился и постоянно живет в крае (библиотечная задача – помощь в изучении, осмыслении особенностей края, его истории, экономики, культуры);

Ø прибыл в данный край на некоторое время (библиотечная задача – обеспечивать ознакомление с краем и его достопримечательностями);

Ø недавно переехал в край на постоянное место жительства (библиотечная задача – помочь адаптации в новых условиях, нахождению связей, общности с местом, откуда человек приехал);

Ø вернулся на родину предков после длительного отсутствия (библиотечная задача – развитие стремления к восстановлению знаний о крае).

Перечисленные читательские группы не исчерпывают всех возможных вариантов дифференциации читателей и не выделяются в стабильные группы наряду с теми основными категориями читателей, в соответствии с которыми создается в библиотеке структура обслуживания.

Похожие материалы:

История города
Самые ранние археологические находки на территории Гатчины датируются XIII веком, но первое известное документальное свидетельство о существовании здесь поселения появляется в 1499 году, когда в Новгородской писцовой книге упоминается «се ...

Музей Велимира Хлебникова
19 октября 1993 года был основан музей Велимира Хлебникова, который располагался на бывшей квартире его родителей. С 1914 по 1931 годы в этом доме жила семья Хлебниковых и сюда ежегодно приезжал Велимир Хлебников. В основе экспозиции муз ...

Построение систем сакрального пространства-времени в мифах и обрядах манси
Мифология манси закладывает системы организации сакрального пространства-времени. В самом мифологическом творчестве прослеживается выделение систем в пространстве и времени. Изначальная перманентная сакральность хаоса сменяется разделени ...