Типология пользователей краеведческих документов
Организовать должным образом обслуживание в библиотеке невозможно без знания основных групп читателей, пользующихся услугами библиотеки. В основе дифференциации читателей лежит, как известно, учет их общеобразовательного уровня, профессиональных интересов, психологических и возрастных особенностей.
В индивидуальной и массовой работе с краеведческой литературой необходимо учитывать интересы таких групп читателей, как:
Ø руководители всех рангов (тематический диапазон информационных потребностей их отличается широтой, при этом чем выше ранг руководителя, тем многоаспектнее его информационные потребности);
Ø специалисты, занятые в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры (на содержание информационных потребностей специалистов существенное влияние оказывает область науки или отрасль производства, в которой они работают, а также место работы, занимаемая должность и т.д.).
Ведя индивидуальную краеведческую работу с пользователями библиотеки, нужно иметь представление об их уровнях познания края, ибо это важный показатель краеведческого развития личности. Он выступает для библиотекаря ориентиром в осуществлении индивидуального подхода к каждому читателю и в совершенствовании всей краеведческой работы, направленной на формирование и развитие социокультурных краеведческих потребностей читателей. Можно выделить следующие уровни познания своего края у читателей библиотеки:
Ø нулевой – о крае нет ни эмпирических, ни теоретических знаний (например, у только что въехавших на территорию края людей, никогда ранее в нем не проживавших);
Ø эмпирический – наличие лишь житейских познаний о крае;
Ø теоретический – наличие лишь теоретических знаний о крае;
Ø теоретико-эмпирический – сочетание и взаимодействие в сознании как теоретических, так и эмпирических знаний о крае.
Ø У разных категорий читателей интерес к краю имеет различную направленность, в частности, он вызван таким фактором, как степень связи с краем. Специфика, особенности этого интереса проявляются не совсем одинаково у тех, кто:
Ø родился и постоянно живет в крае (библиотечная задача – помощь в изучении, осмыслении особенностей края, его истории, экономики, культуры);
Ø прибыл в данный край на некоторое время (библиотечная задача – обеспечивать ознакомление с краем и его достопримечательностями);
Ø недавно переехал в край на постоянное место жительства (библиотечная задача – помочь адаптации в новых условиях, нахождению связей, общности с местом, откуда человек приехал);
Ø вернулся на родину предков после длительного отсутствия (библиотечная задача – развитие стремления к восстановлению знаний о крае).
Перечисленные читательские группы не исчерпывают всех возможных вариантов дифференциации читателей и не выделяются в стабильные группы наряду с теми основными категориями читателей, в соответствии с которыми создается в библиотеке структура обслуживания.
Похожие материалы:
Культура
Подавляющее большинство населения Республики Нигер (85 – 90 %) исповедуют ислам. Ислам проник в различные районы современного Нигера в IX-XI вв., когда он стал официальной религией в существовавших здесь доколониальных государствах. В XVI ...
Ремесла Древней Руси
Города средневековой Европы заметно отличались от древнерусских. Первые, как правило, не имели сельскохозяйственной агломерации, являясь местами жизнедеятельности бюргеров. Феодалы имели собственные поместья-замки; в городах их возможност ...
Условия и причины возникновения аталычества
Ученые объясняют этот феномен по-разному. Одни выдвигают на первый план социально-педагогические мотивы: сыновей отсылают из дома, чтобы не разбаловать их и одновременно избежать конфликтных ситуаций, как Эдипов комплекс, соперничество от ...