История создания города Борисоглебска

Страница 1

1698 ГОД .

Стучат в Воронежских лесах топоры, падают вековые деревья, плывут вниз по Дону струги, во все концы России и Европы скачут царские посланцы, собирая на южные рубежи страны корабельных дел мастеров, плотников, ткачей, работный люд и солдат. Это Русь, поднятая царем Петром, двинулась в наступление на Степь, откуда многие века вместе с кочевыми ордами приходила беда.

Волею Петра 1 возникают на южном и восточном порубежье небольшие сторожевые крепости, предназначенные не только для защиты воронежских верфей от набегов татар, калмыков и беспокойной донской вольницы, но и как форпосты продвижения молодой России к Черному и Каспийскому морям.

Строительство в Борисоглебске кораблей для Азовской флотилии способствовало привлечению сюда населения, хозяйственному освоению местности.

К середине XVIII века Борисоглебск утрачивает значение военно-сторожевой крепости и превращается в торговый и ремесленный город. По проходившему рядом Астраханскому тракту бородатые осанистые купцы везли в первопрестольную тарань, белугу, осетра, дорогие восточные шелка, пряности сладости да фрукты. Водным путем город был связан с портами Азовского и Черного морей, куда отправлялись ежегодно от 60 до 90 барж с хлебом, мукой, лесом. Через Ростов и Таганрог сельхозпродукты вывозились за границу.

К середине XVIII века Борисоглебск утрачивает значение военно-сторожевой крепости и превращается в торговый и ремесленный город. По проходившему рядом Астраханскому тракту бородатые осанистые купцы везли в первопрестольную тарань, белугу, осетра, дорогие восточные шелка, пряности, сладости да фрукты. Водным путем город был связан с Азовского и Черного морей, куда отправлялись ежегодно от 60 до 90 барж с хлебом, мукой, лесом. Через Ростов и Таганрог сельхозпродукты вывозились за границу.

Торговля способствовала развитию города. В 1806 г. Александр I утверждает новый генеральный план Борисоглебска. Город застраивается со стороны реки Вороны строго в линию, образуя широкие улицы. Прямоугольная застройка осталась до сих пор и выгодно отличает Борисоглебск от других городов. В 1860 г. в городе действовало 31 предприятие (6 шерстомойных, 2 мыловаренных, 10 салотопенных, 4 воскобойных, 8 кирпичных, 1 чугуноплавильный); насчитывалось 9356 жителей, 737 домов, 79 лавок, 4 церкви, 8 улиц, 2 площади. Действовало два училища, уездное (открыто в 1836 г.) и приходское, больница. Два раза в год проходили в городе торговые ярмарки. Самой многолюдной была Казанская. С 1855 г. на главных улицах по вечерам зажигаются спирто-скипидарные светильники.

В середине XIX века город стал центром хлебной торговли. В имениях разводили также племенной крупный рогатый скот, тонкорунных овец, свиней. Широкое развитие получило коневодство. В уезде насчитывалось около 25 конных заводов. Самый большой - находился в c.Петровском (209 голов английской скаковой и рысистой породы). Население уезда составляло 159240 человек.

Решающим для развития города событием стало строительство в 1869-1871 гг. железной дороги Грязи-Борисоглебск-Царицын, связавшей его с промышленными центрами страны и с портами Балтийского моря. Сельскохозяйственная продукция получила выход на рынок Западной Европы. Сооружение железной дороги привело к созданию новых промышленных предприятий в городе.

В конце XIX в. в городе имелось уже 34 фабрики и завода. Это способствовало притоку банковского капитала, в городе открываются филиалы крупнейших коммерческих банков:

петербургских - Волжско-Камского и Северного (Русско-Азиатского), а также Воронежского коммерческого, представительства иностранных фирм, биржа. Число жителей удвоилось. Появились мужская и женская гимназии, технические училища, библиотеки, общественные клубы, летний театр, кинематограф, фотография, книжные магазины. В 1885 году открылась первая типография.

В 1890 году в Борисоглебске была устроена сельскохозяйственная выставка. Выставка имела до 400 экспонатов. Она дала новый толчок промышленному развитию города. Значительная часть сельскохозяйственной продукции стала перерабатываться на месте.

Развивается строительство. Градообразующим центром являлась Новособорная площадь с Преображенским собором. Среди комплекса построек выделялись: Мариинская гимназия, отделение Государственного банка, постоялый двор Кочергина, гостиница “Америка”. Они сохранились до сегодняшнего дня и достойно представляют “старый” город. Характерной чертой внешнего вида города были храмы, число которых увеличилось до 15.

Бурные события революции 1917 года и гражданской войны захлестнули и Борисоглебск. Он находился в зоне активных боевых действий Красной Армии с частями Донской Казачьей армии и Добровольческой. Город неоднократно переходил из рук в руки, одна власть сменяла другую.

В 1920-30-е гг. Борисоглебск возрождается как агропромышленный центр. В этот период были введены в строй механический и чугунолитейный заводы, мясоконсервный комбинат, пивоваренный завод, мелькомбинат.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Структура цыганской общины
Социальная структура цыганской общины - это практически структура касты. Поскольку традиционная форма социальной организации лучше всего сохранилась у цыган-лудильщиков (кэлдэраров), будет правильным рассматривать её функцирование именно ...

Забайкальская железная дорога в составе БАМа
строительство забайкальская железная дорога На севере области железная дорога представлена участком Байкало-Амурской магистрали и ответвлением Новая Чара – Чина. БАМ создает второй широтный ход от Урала до Тихого океана. Эксплуатационная ...

Топонимы Советского периода
Сложившийся уклад жизни мало изменился и после провозглашения Советской власти. Как и повсеместно, новая власть сурово обошлась со многими церковными древностями и ценностями. Взорван красавец Екатерининский собор, большинство церквей был ...