Система религиозных представлений

Страница 2

Иногда мальчики могли участвовать в родовом молении. При этом они надевали на свой головной убор специальное украшение улдурба, которое должно было показать божеству, сколько детей есть в семье и сколько зародышей на детей семья просит еще.

Жертвы приносились не только божествам небесным (чаяннар), главным из которых был Худай (Тенгри), но и подземным (айналар), считавшимся злыми духами. Они подчинялись, по представлениям хакасов, Эрлик-хану. Подземные духи стремились причинить зло людям, а особенно детям, т. к. они представлялись незащищенными. Поэтому нередко хакасы приносили жертву и этим духам, для того чтобы задобрить и отвести беду от дома, семьи, рода; либо также проводили родовое жертвоприношение, или же могли принести жертву и на семейном уровне.

У каждой семьи существовало несколько патронов-охранителей — тoc'ей, которые располагались в юрте на женской и мужской половинах. Как правило, жертвы тoc'ям приносились в темное время суток, чтобы не мог увидеть или услышать никто из посторонних, но дети при этом присутствовали. Тос'и становились покровителями рода, дома или семьи только в том случае, когда про них не забывали, им поклонялись и совершали регулярные жертвоприношения (окуриванием чабреца, растопленным на угольках маслом, молоком и пр.).

Изображения тoc'ей отнесены С.В. Ивановым к скульптуре религиозного назначения. Среди них описаны антропоморфные, зооморфные, условные и реалистические [Иванов С.В., 1979. С. 121]. Сам термин тoc имеет древнее происхождение и скорее всего связан с историей так называемых «лесных народов» [Древнетюркский словарь, 1969. С. 582]. В хакасской традиции любой его вид обозначался парным словосочетанием, где прилагательное указывает на этноним, географию, цвет или вид промысловых зверей. Для культур тюркоязычных народов Южной Сибири характерно присутствие множества видов «охранителей» со сложной градацией социального и семиотического порядка, с определенной функциональной ориентацией. Культ хакасских тос'ей имеет свои аналогии с таковыми только среди теленгитов Горного Алтая [Дьяконов В.П., 1976. С. 143 - 147]. У последних зафиксированы общие с хакасами термин, «иконография», функциональная направленность. Эта аналогия является не случайной и обусловлена этнической историей теленгитов, часть из которых в раннем средневековье была расселена среди лесных народов, в пределах страны кыргызов и кем-кемджиутов, т.е. в пределах современной Тувы и Минусинской котловины.

У хакасов существовали специальные тoc'и, посылающие болезни или предохраняющие от них детей. Это такие, например, как алтын-тос (алтын — «золото»), который напускает болезни на детей и грызет грудь у взрослых. Сделан он в виде палочки с прикрепленными к ней лоскутками ткани. Его следует кормить несколько раз в год, ставя перед ним блюдце или чашку с молоком. Если же ребенок заболевал, то тос'ю приносили жертву (коровье масло, растопленное на горячих углях, которым окуривают тос и при этом кланяются ему).

С раннего детства детям рассказывали о горных людях — таг кiзiлер. По представлениям хакасов, они живут внутри гор, лишь изредка выходя в солнечный мир. Этих людей можно выделить по отсутствию у них бровей, русым волосам, шапке, надвинутой на самые глаза. С ними можно было столкнуться во время их «переезда» от одних гор к другим, когда горные люди составляли «свадебный» поезд. При этом в воздухе раздавался звон колокольчиков, шум, приятная и странная музыка, которые завораживали человека («солнечного» человека, т. е. человека живущего на земле) и притягивали его к горным людям. Если человек не мог совладать с собой, то он уходил вместе с горными людьми в их пещеры и оставался там на некоторое время. Живые, «солнечные» люди нужны были горным для воспроизводства собственно их потомков, остававшихся в горах. «Солнечный» же человек мог вернуться в свой дом, но отличался после этого странностями в поведении и каждую весну, когда, по представлениям хакасов, раскрываются горы, уходил к своим детям. Хакасы уважительно относились к таким людям, всегда угощали и вообще старались их всячески задабривать, т. к. считали, что таким образом умасливают горных духов. Но при этом очень строго оберегали своих собственных детей от подобной участи. Детям запрещали одним ходить в горы, уходить с посторонними людьми, которые могли оказаться горными. Родители объясняли детям, что, если у них в горах возникнет непреодолимое желание идти в направлении какой-либо пещеры или большого камня, тут же нужно повернуть в другую сторону и быстрее бежать домой.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Революции 1917 года
О февральских событиях в Петрограде, Москве и Ростове жителям села стало известно от рабочих железнодорожных станций. Помещик Павлов, его чиновники, купечество зашевелились. В селе образовался новый политический орган – «Комитет спасения ...

Типы внехрамовой деятельности Смоленской епархии в оккупационный период
Деятельность Смоленской епархии во время оккупации далеко не ограничивалась только лишь стенами храма. Но, напротив, духовенство и верующие, используя возможность, позволявшую им так или иначе свободно действовать, старались войти во все ...

Изменения в хозяйстве коренного населения Северо-Востока
В связи с дальнейшим совершенствованием орудий труда наблюдается все большая специализация в хозяйстве местных народов. Выделение основных занятий происходило в тесной зависимости от природных условий. Племена, заселявшие внутренние район ...